Найти тему
МОИП

Г. И. Фишер Фон Вальдгейм - Первый директор МОИП

Этому замечательному ученому, одному из основателей Московского общества испытателей природы и его директору (эту должность он исполнял с 1805 г. по 1853 г., вплоть до своей смерти)  исполнилось немногим мене 250 лет.

Начало XIX века. Императорский Московский университет, возраст которого приближался к 50 годам, начинает интенсивно развиваться, однако ему пока что еще далеко до лучших европейских университетов. Попечители и руководители  университета, понимая это, начинают приглашать для учебной и научной работы зарубежных специалистов. Большую роль в этом сыграл Михаил Никитович Муравьев, который в начале 1803 г. был назначен попечителем Московского университета. Чтобы укрепить общественный статус Московского университета, для этого необходимо было повысить не только уровень университетского преподавания, но и само общественное положение ученых, пересмотреть характер управления университетом. Все эти вопросы нашли свое отражение в принятом 5 ноября 1804 г. первом Уставе Московского университета, одним из авторов которого был М.Н.Муравьев. В них М.Н.Муравьев последовательно проводит выработанные европейским просвещением принципы университетской автономии и трех свобод – преподавания, обучения и научной деятельности.

Немного слов о самом М.Н.Муравьеве. С 1785 г. по распоряжению императрицы Екатерины II М.Н.Муравьев начинает преподавать русский язык, историю и нравственную философию великим князьям Александру и Константину Павловичам, являясь вторым по значению воспитателем после швейцарца Фредерика Лагарпа. Последний преподавал всеобщую историю, географию, математику, философию, законоведение, французский язык. В учебных пособиях и книгах, написанных М.Н.Муравьевым для будущего императора, ощущается влияние идей Руссо: вера в просвещение и возможность нравственного улучшения человека, подчеркивается необходимость заботы монарха о народном благе и просвещении, порицаются «рабское состояние»  слуг и прихоти помещика. Воспитание М.Н.Муравьева, несомненно, оказало влияние на идеалистические стороны характера будущего императора.

В 1801 г. Александр Павлович становится императором и в марте 1802 г. М.Н.Муравьев был включен в состав Комитета по рассмотрению новых уставов Академий и Университетов.  При образовании 8 сентября 1802 г. Министерства народного просвещения он был назначен товарищем (заместителем) министра, членом Главного управления училищ и попечителем Московского университета. По характеристике самого Александра I именно на М.Н.Муравьева легла основная тяжесть по руководству Министерством.

Одновременно с разработкой Устава М.Н.Муравьев приступает к наполнению университета новыми профессорами. Через посредничество заграничных корреспондентов в течение 1803-1804 гг. он приглашает в Москву профессоров из ведущих университетов Германии. С другой стороны, М.Н.Муравьев добивается расширения образовательных командировок за границу для выпускников Московского университета.

Благодаря притоку новых сил значительно расширяется круг университетского преподавания, состав и глубина изучения предметов. Огромным успехом пользуются организованные по инициативе попечителя публичные лекции профессоров, на которых присутствовали не только студенты, но и все желающие. В 1804-1805 гг. при университете по инициативе М.Н.Муравьева открываются ученые общества с широкой научной и просветительской программой: Общество Истории и Древностей Российских, Общество Испытателей Природы, Общество Соревнователей Медицинских и Физических наук. Начинает выходить первая в Москве научная газета «Московские ученые ведомости». По настоянию М.Н.Муравьева профессора Московского университета переводят на русский язык европейские учебники по всем специальностям, пишут свои собственные учебники, с тем, чтобы в перспективе полностью перейти к чтению лекций на русском языке.

В 1802 г. Александр I, царствовавший всего второй год, подарил Московскому университету имевший европейскую известность «Семятический кабинет натуральной истории» (по названию села Семятичи под Барановичами, Белоруссия), купленный казной у наследников князя Яблонского за огромную по тем временам сумму в 5 тысяч голландских гульденов. Был издан указ об учреждении в Москве Музея натуральной истории. Вскоре университет получил и второй подарок: промышленник и магнат Павел Григорьевич Демидов – высокообразованный человек, состоявший в переписке с К.Линнеем, передал свое огромное по тем временам личное собрание предметов естественной истории и библиотеку в Московский университет. Одновременно П.Г.Демидов пожертвовал в сохранную казну университета целое состояние – 100 тысяч рублей – с тем, чтобы на проценты с этой суммы содержались Музей натуральной истории, и выплачивалось жалование хранителю этого Музея. Так появилась «демидовская» кафедра, на которую был приглашен немецкий ученый Г.Фишер. Приглашение было осуществлено попечителем Московского университета М.Н.Муравьевым, причем Г.Фишер предпочел Москву месту профессора Иенского университета, куда также был приглашен.

Григорий Иванович Фишер фон Вальдгейм (настоящее имя Johann Gotthelf Fischer von Waldheim); фон Вальдгейм – добавлено по возведении его в дворянское достоинство Российской империи)  Г.И.Фишер родился в Вальдгейме (близ Лейпцига в Саксонии) 3 (15) октября 1771 г. в семье помещика.  В 1783 г. он поступил во Фрайбергскую гимназию, а после ее окончания учился во Фрайбергской горной академии у знаменитого геолога А.Г.Вернера. В академии сблизился с Александром Гумбольдтом (географ-путешественник) и другими естествоиспытателями.

В 1792-1794 гг. Г.Фишер изучал медицину в Лейпцигском университете, который закончил со степенью бакалавра; затем продолжал образование в университетах Йены, Галле и Гёттингене, в последнем защитил диссертацию (1797) на степень доктора медицины.

По совету А.Гумбольдта Г.Фишер избрал своею специальностью естественные науки. Он отправился в Париж, где стал учеником и последователем Ж.Кювье, лекции которого пробудили в нем интерес к естественным наукам. Работы по зоологии вскоре принесли Г.Фишеру широкую известность и прозвище «немецкий Кювье» (впоследствии измененное на «русский Кювье»). В конце 1799 г. он был назначен профессором натуральной истории и библиотекарем университета Майнца. Г.Фишер проявил себя также как знаток музейного дела, составив подробное описание Парижского музея натуральной истории. Последнее обстоятельство, по-видимому, сыграло решающую роль в приглашении Г.Фишера в России на должность директора Музея натуральной истории, с занятием «демидовской» кафедры натуральной истории в должности ординарного профессора. Г.Фишер принял приглашение, обещавшее широкий простор его научной деятельности, и в 1804 г. прибыл в Россию.

В России Г.И.Фишер преимущественно занимался естественными науками. Его по праву можно назвать первым преподававшим в Московском университете ученым-исследователем европейского уровня, оставившим значительный след в русской науке. По замечанию геолога профессора Московского университета Г.Е.Щуровского, в Германии Фишер «по всей вероятности, последовал бы своей природной склонности и сделался бы исключительно зоологом, между тем как в России он должен был с самого же начала быть всем, и зоологом, и минералогом, и геологом».

Прибыв в Московский университет 1804 г., Г.И.Фишер приступил к чтению лекций по зоологии и минералогии на физико-математическом факультете, открыл курс публичных лекций по натуральной истории. Лекции читались на французском языке. Разобрав и систематизировав коллекции Музея естественной истории, он опубликовал их полное описание в 4-х томах (1806-1807 гг.). Этот капитальный труд со многими рисунками сохранил до настоящего времени свое научное значение. Г.И.Фишер издал первые в России университетские учебники по зоологии «Зоотомия» в двух томах (1808) и минералогии «Ориктогнозия или краткое описание всех ископаемых веществ с изъяснением терминов» в двух томах (1818-1820), впоследствии переведенные на русский язык и долго служившие незаменимыми пособиями для студентов. Кроме того, он перевел и опубликовал лекции Ж.Кювье по сравнительной анатомии.

В Москве Г.И.Фишер занялся изучением тогда еще мало известных науке ископаемых животных. Для их изучения Г.И.Фишер неоднократно посещал разные уезды Московской губернии в сопровождении студентов Московского университета и членов Московского общества испытателей природы; собирал наиболее ценные образцы природы, попутно проводил геологические изыскания, химические анализы минеральных источников, собирал зоологические, этнографические, географические сведения. Как геолог, он первый из русских ученых предпринял обширные геологические исследования, но главным образом он занимался описанием ископаемых животных. Результатом его неутомимых исследований явился длинный ряд научных публикаций.

Г.И.Фишер опубликовал в России 212 научных работ. Описал около 200 видов и родов ископаемых организмов Московской губернии, среди них установил много неизвестных форм; дал характеристику осадочным отложениям и установил их стратиграфическую последовательность в геологических разрезах Московской губернии и произвел сопоставление с одновозрастными отложениями Западной Европы.

Среди многочисленных работ следует выделить монографию по энтомологии «Энтомография России» (5 томов, 1820-1851 гг.) и палеонтологии «Ориктография Московской губернии» (1837), изданные с большим количеством рисунков. Капитальный труд представляет собой сочинение по энтомологии России. В сочинении по палеонтологии описаны и изображены ископаемые организмы Московской губернии. Эти работы сыграли большую роль в развитии естествознания России и снискали Г.И.Фишеру мировую известность.

Г.И.Фишер не менее заслужил признательность как администратор и организатор. По его инициативе было основано Императорское Московское общество испытателей природы (1805) – самое авторитетное научное общество Московского университета XIX века. Назначенный его первым директором, Г.И.Фишер исполнял эту должность до конца своей жизни. Он редактировал «Записки МОИП» (с 1806 г.), «Мемуары МОИП» (с 1809 г.), а с 1829 г. – «Бюллетень МОИП», который продолжает выходить и в настоящее время. Это один из старейших журналов в мире, ему скоро исполнится 190 лет.

Московское общество испытателей природы сразу же после утверждения Устава, начало реализовывать грандиозную задачу – исследования и описания Московской губернии. Целый год ушел на сбор средств, и подготовку плана исследований. Затем были совершены разведочные поездки в ряд мест Подмосковья. Однако основная экспедиция  состоялась летом 1809 г. За короткий срок небольшая группа ученых и студентов университета объехали  Звенигородский, Верейский, Можайский, Рузский, Волоколамский уезды, исследовали русла рек Москвы, Истры, Рузы, Ратовки и др. Были проведены зоологические и ботанические исследования, геологические и палеонтологические изыскания, изучение почвенного покрова, этнографические, топографические и гидрологические работы. Руководитель экспедиции Г.И.Фишер в русле реки Ратовки (г. Верея, Наро-Фоминский район) обнаружил минерал, названный им – «ратовкит» – единственный минерал, названный в честь объекта Московской области.

Г.И.Фишер был разносторонним человеком. Кроме всего прочего он был хорошим музыкантом и композитором, сочинял романсы, пьесы, церковную музыку. Об этом его увлечении известно совсем немного. Удалось разыскать ноты Г.И.Фишера в одном из музеев Германии. В России они, к сожалению, не сохранились. Многим музыкальным произведениям перевалило за 200 лет.

Г.И.Фишеру также обязано своею плодотворною деятельностью Императорское Московское общество сельского хозяйства, где он в течение 15 лет (1820-1835) состоял директором.

В 1828-1830 г. Г.И.Фишер избирался деканом физико-математического факультета, почетным профессором Московского университета. Кроме того, с 1817 г. он преподавал в Московской медико-хирургической академии, где также организовал музей, библиотеку и опытную клинику. В 1819 г. Г.И.Фишер был избран действительным членом Петербургской Академии наук (с 1828 г. – почетный член); Г.И.Фишер состоял членом 70 научных  российских и зарубежных обществ и учреждений. В его честь был назван новооткрытый минерал – «фишерит».

Россия заслуженно оценила деятельность Г.И.Фишера. На службе он достиг чина «действительного статского советника», что давало право получения потомственного дворянства.  В те времена звание профессора и академика соответствовало только 6 классу в Табеле о рангах – чину «коллежский советник», который соответствовал армейскому чину – полковник. К нему в этом случае должны были обращаться  «Ваше высокоблагородие».   Тогда как «действительный статский советник» соответствовал 4 классу Табеля о рангах, и приравнивался к званию генерал-майора. К нему должны были обращаться «Ваше высокопревосходительство». Так что Г.И.Фишер превзошел многих профессоров того времени в достижении чинов.

В 1847 г. в Москве праздновалось 50-летие научной деятельности Г.И.Фишера. В этом торжестве приняли участие многие российские и западноевропейские ученые. Император Николай I наградил юбиляра орденом Святой Анны I степени, а король Пруссии – орденом Красного Орла. Всего же  Г.И.Фишер был награжден орденами Св. Владимира IV степени (1808), Св. Анны II степени (1818), Св. Владимира III степени (1826), Св. Станислава II степени (1832), Св. Станислава I степени (1835), Св. Анны I степени (1847), Красного Орла (1847, Пруссия), золотыми медалями от королей Франции, Баварии и Пруссии. Так что, в те давние времена царское правительство за изучение «бабочек»  награждало высокими наградами.

Г.И.Фишер умер на 83-м году жизни и похоронен в Москве на Введенском кладбище. Он оставил после себя преемником сына – ботаника А.Г.Фишера фон Вальдгейма, внука – ботаника А.А.Фишера фон Вальдгейма и плеяду учеников, продолживших преподавание в Московском университете естественнонаучных дисциплин – К.Ф.Рулье, А.Л.Ловецкого, Г.Е.Щуровского и др.

Московское общество испытателей природы организовало сбор денежных средств на сооружение памятника. На одной из граней обелиска из красного гранита имеется надпись: «Знаменитому естествоиспытателю своими открытиями, сочинениями и основанием Императорского Московского общества испытателей природы соорудившему себе памятник несокрушимый».