Найти тему
психолог Андрей Зберовский

Психология человека, мировоззрение, история. Или что делает человека человеком?

Психология человека. Есть несколько вопросов, которые мне часто задают. В том числе: «Что делает человека человеком?» и «А когда вы почувствовали интерес к психологии?». Так как они для меня являются взаимосвязанными, отвечу на них в одной статье.

Для меня человека делает человеком не только знаменитая «гоминидная триада»: прямохождение, использование орудий труда и большой мозг, позволяющий нам размышлять и членораздельно говорить. Посещая психиатрические учреждения, я видел много прямоходящих людей, способных изготавливать орудия труда, думать и разговаривать, но ведущих себя животным образом. Посещая интернаты и дома престарелых, видел глухонемых людей с церебральными параличами и калек без рук и ног, которые мыслили и творили, отдавая все свои силы людям и развитию мира вокруг. Поэтому, для меня важны не только те человеческие задатки, что есть у нас от рождения, а то, как мы это применяем на практике своей жизни; как мы реализует своей шанс не только родиться, но и стать человеком.

Для меня, человеком не столько рождаются, сколько становятся, на протяжении своей жизни последовательно счищая с себя наиболее одиозные признаки животности.

Человек обретает свою человеческую сущность только наблюдая примеры человеческого же поведения. Одновременно, задаваясь вопросами о том, кто есть человек; что является смыслом и целями его жизни? Усваивая те знания и ту мораль, что способствуют максимальному задаванию себе и другим этих вопросов, публично обсуждая полученные ответы.

Поясню, как это было в моей собственной человеческой жизни, которая привела меня к занятию психологией. Интерес к психологии, сначала исторической, был у меня с четвертого-пятого класса, примерно с десяти-одиннадцати лет. Был глубоко впечатлен книгой «Борьба за огонь!» Жозефа Рони-старшего. Много думал том, как страшно было жить человеку в эпоху первобытности; как он был беззащитен перед лицом Природы: хищниками, болезнями, стихиями и другими угрозами. Еще о том, какие молодцы были древние люди, которые усилиями своих интеллектуалов и тружеников, однажды, смогли от животной жизни перейти к Цивилизации. С того момента запоем читал все книги, где описывалась жизнь и психология людей в различные исторические времена.

Но момент истины у меня случился примерно в возрасте четырнадцати лет (1985 год). Однажды, компанией друзей-одноклассников, смотрели дома популярный в СССР фильм-сериал «Семнадцать мгновений весны». Если кто-то не видел его, напомню суть: Советский разведчик-нелегал Максим Исаев, внедренный в спецслужбу нацисткой Германии как штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, ведет сложную разведывательную игру, выполняя ответственные задания Москвы. Находясь под подозрением фашистов, рискуя собственной жизнью, он не только собирает и передает в Москву ценные сообщения о переговорах гитлеровской верхушки с США, но и спасает жизни других разведчиков и просто мирных людей, которые не принимали нацизм.

Лично я был всецело за Штирлица, искренне за него переживал. А вот один из моих одноклассников вдруг сказал: «Дурак этот Штирлиц! За ним все равно никто не наблюдал. Работал бы как обычный фашист, не привлекал к себе внимания, не имел бы проблем. Тем более, нечего спасать других! О себе бы подумал! О жене, которую не видел несколько лет… Прожил бы последний год войны в свое удовольствие, ничего бы это не изменило. Победили бы и без него… Ведь все в этом мире уже предопределено!»

Его поддержал другой товарищ: «Жизнь одна! Больше радостей, меньше рисков! Пусть рискуют дураки, которые не могут нормально устроить себе сытую и спокойную жизнь…»

Оба моих деда воевали в Великую Отечественную, плюс бабушка по линии мамы была на фронте санитаркой. Поэтому, я искренне возмутился и сказал: «А ничего, что благодаря этим, как вы называете «дуракам», и людям, которые не могут нормально устроить себе сытую и спокойную жизнь, которые сражались за Родину в 1941-1945 гг., наши родители и мы с вами сейчас живы и здоровы?!»

Начался жаркий спор. Силы оказались равны: я и одноклассник Александр против двух Олегов. До драки дело не дошло, но сильно поссорились. Потом, конечно, помирились. Однако, неприятный осадок на душе у меня остался… Все думал: «Ну, как с такими друзьями в бой идти?! Хорошо, если просто сбегут, а то и ведь и могут предать…»

Тогда, крепко задумался. «Почему так: ровесники, примерно из одной социальной среды, живут одной жизнью, учатся по одним учебникам, читают одни книги, смотрят одни фильмы, а ценности в жизни, психология мышления и поведения принципиально различны?! Что же самое важное в человеке? Что именно определяет его внутренний мир, его личность, его жизненный путь?».

Думая об этом, все больше увлекался «чистой» психологией. Читая учебники и научно-популярную литературу, выяснил, что для объяснения различий в поведении людей, фигурируют сразу несколько факторов влияния:

  • половые и возрастные различия, врожденная специфика темперамента;
  • — генетика человека: те задатки и особенности, что передали ему родственники, начиная от внешности и заканчивая способностями;
  • — уровень жизни: та социальная среда, что определяет его мироощущение, предлагает самоопределиться: кто он; с кем он; куда и зачем должен двигаться в жизни;
  • — круг общения: конкретно те люди, что воздействовали на него с самого рождения, предлагая свой взгляд на мир и жизнь человека;
  • — уникальный набор знаковых событий, которые произошли с ним в детстве и юности: книги, фильмы и рассказы, которые потрясли до глубины души; смена мест проживания; конфликты и стрессы; победы и признание и т.д.;
  • — базовые ценности общества, которые транслируются основными каналами пропаганды и идеологии: начиная от школьных учебников и заканчивая СМИ;
  • — религия: она может соответствовать базовым ценностям общества, так как сама их сформировала, или противоречить им;
  • — взрослая жизнь как некая Реальность, входя в которую (как в бурную реку) человек быстро или медленно понимает, что ему полезно, бесполезно или откровенно вредно из того багажа, что был сформирован им в юности из всего выше перечисленного. После чего он может вносить коррективы, часто – очень серьезные. Правда, чаще всего, все равно на основе той информации, что была помещена в его память годами ранее…

Согласно учебникам психологии, все это вместе взятое и определяет итоговую личность человека: интеллект, активность, волю и мораль; жизненные цели; ценности и их приоритеты; стратегию и тактику его движения по жизни; несгибаемую жесткость или пластичность всего этого.

Что значит – «все это вместе взятое», на практике? Это – та общая картина мира в нашем сознании, которая называется мировоззрением. Оно формируется в мозгу каждого из нас, словно огромный пазл, из совокупности тех фрагментов, что подкидывает нам жизнь, достраиваясь и перестраиваясь каждый день. При этом сохраняя ту несущую конструкцию, те направляющие, что и составляют саму сердцевину нашего сознания, нашу Личность. И эта наша Личность, не только сохраняет себя, но имеет возможность отказывать встречное давление на окружающую нас жизнь.
Что значит – «все это вместе взятое», на практике? Это – та общая картина мира в нашем сознании, которая называется мировоззрением. Оно формируется в мозгу каждого из нас, словно огромный пазл, из совокупности тех фрагментов, что подкидывает нам жизнь, достраиваясь и перестраиваясь каждый день. При этом сохраняя ту несущую конструкцию, те направляющие, что и составляют саму сердцевину нашего сознания, нашу Личность. И эта наша Личность, не только сохраняет себя, но имеет возможность отказывать встречное давление на окружающую нас жизнь.

Мировоззрение, это то, как мы представляем себе окружающий мир и себя в нем, наше взаимодействие. Ведь мы всегда его как-то представляем, даже с раннего детства! Даже взрослое животное не имеет и не будет иметь общего представления о том, как выглядит территория ее обитания и какие законы ей управляют. За деревьями, оно так и не увидит леса в целом. Даже убивая и съедая других животных, хищник не имеет возможность осмыслить ни значение смерти, ни мысль о ее неизбежности и лично для себя. Но уже ребенок трех-четырех лет, слушая сказки и смотря телевизор, имеет хотя бы самое общее представление о том, что вокруг; что такое хорошо и что такое плохо; как люди живут и умирают.

Наше мировоззрение развивается по мере нашего взросления. Год за годом, мы все более комплексно и детально представляем мир и общество вокруг нас. Представляем примерно так, как будто изучаем поэтажный план здания, поднимаясь вверх, этаж за этажом.

Чтобы лучше ориентироваться в этажах мировоззрения, еще со школы взял для себя ориентиром таблицу падежей русского языка. Напомню ее вам:

читать далее

#психология человека #психология #мировоззрение #история