Найти в Дзене
клуб "Феникс"

Легенды и мифы Солнечного Скобаристана: как Иван III подложил псковичам верблюда

Оглавление

..и как этот верблюд поспособствовал образованию на псковской земле самостоятельной православной епархии

Мы не знаем, как в Калмыкии, а в Печорском районе Псковской области наиболее верным признаком праздника является верблюд. Да вы и сами уже заметили: если на «Хлебном хуторе» в деревне Сорокино пасётся верблюд – жди большого концерта и вкусных угощений.

Примета такая. В Вербное воскресенье можете сами проверить.

Во всяком случае, когда федеральные сайты рассказывали, как регионы в этом году отпраздновали Масленицу, то про печерян так и написали: там верблюд! («вери-вери верблюд», что в переводе с московского на псковский означает: «было очень весело»)

Псковичи, дескать, верхом на этом самом верблюде (если кто не знает, его Джигой звать) – куда хочешь, как сквозь игольное ушко.

Кроме шуток

Всё-таки не зря псковскую землю издревле называют «Солнечным Скобаристаном».

Вы, конечно, думали, что это всё из-за промозглого псковского климата и нашей фирменной круглогодичной слякоти, и что этой шуточке в лучшем случае сто лет в обед?

А вот и нет. Минуло уже пять с половиной веков, как московские правители начали подтрунивать над скобарями эдаким манером и заодно положили начало разведению на псковской земле верблюдов.

Так что верблюдолюбие - это ещё одна сугубо псковская традиция, уходящая корнями в глубину веков.

А клуб «Феникс», как известно, поддерживает лозунг «Сохраняя традиции – Сохраним себя», который стал названием проекта, выигравшего Президентский грант.

Соответственно, верблюд на «Хлебном хуторе» и у стен Псково-Печерского монастыря – это не совсем баловство, а если и баловство – то затеянное очень-очень давно.

А самое интересное, что первопричиной развития псковского верблюдоводства стало становление Псковской митрополии.

Вот у этих псковичей всегда так, скажете вы: чуть только начнёшь копать какую-нибудь тему поглубже – обязательно упрёшься заступом в «материк», который есть не что иное, как православная вера.

Это как история про личный Инстаграм митрополичьего кота по прозвищу Владыка.

Митрополит Тихон и кот по кличке Владыка
Митрополит Тихон и кот по кличке Владыка

Все думали: надо же, какое интересное новомодное изобретение – кот при монастыре. А оказалось, что ещё Преподобный Никандр хотел завести себе такого кота.

Вот и с верблюдом похожая история.

О, дайте, дайте мне свободу

Оказывается, псковичи не сразу обзавелись собственной митрополией. В XV веке всеми псковскими церковными делами заправлял новгородский архиепископ, что, конечно же, не устраивало наших вольнолюбивых предков.

Правда, в конце 1437 года митрополит Исидор «постави им анхимандрита Геласья с дасть ему суд владычен и вси пошлины», но означенный митрополичий наместник Геласий пользовался относительной административной свободой всего несколько лет, а потом новгородский архиерей опять стал управлять псковскими церквями и монастырями без посредников.

Разумеется, псковичи не желали с этим мириться и неоднократно предпринимали попытки добиться у великого князя разрешения иметь собственного владыку.

-3

В декабре 1463 года и в январе 1464-го псковское вече в очередной раз просило у князя Московского и Владимирского Ивана III разрешения вывести псковскую землю из подчинения архиепископа Новгородского и учредить в Пскове отдельную епархию.

-4

Московский князь в который раз ответил отказом.

«Вот вам мой княжеский ответ» - «Но это же верблюд!»

Справедливости ради, он и не мог поступить по-другому, ведь он не имел права самолично создавать новые архиерейские кафедры и обязан был обсудить просьбу псковичей с новгородским архиепископом.

А тогдашний новгородский архиепископ Иона, понятно, какого был мнения насчёт придания Пскову церковной самостоятельности.

Иона
Иона

Так что великий князь не внял просьбе псковичей. Да не просто отправил их послов восвояси, а, согласно летописи, в ответ на сочинённую ими челобитную прислал в Псков… верблюда.

-6

Историки считают, что Иван III таким образом потроллил жителей Пскова. Причём очень жёстко, ведь наши предки выговаривали слово «верблюд» немного иначе, чем мы.

«Вельми блудливый» зверь

Они произносили «вельблуд» и считали, что это означает «вельми блудливый» - то есть, если по-современному, то «животное с низкой социальной ответственностью».

-7

А поскольку в те времена верблюды (или «вельблуды») забредали в наши края нечасто, то достоверно судить об их повадках псковичи не могли и наверняка сочли подарок великого князя оскорблением.

-8

Тем более, что наших соседей-новгородцев это очень развеселило, и они ещё долго посмеивались, что великий князь прислал Пскову вместо отдельного владыки «не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку».

-9

Впрочем, верблюд был для древних русичей не таким уж диковинным зверем. Во всяком случае, его изображение сохранилось на фреске Софийского собора в Киеве, которая датируется XI веком.

Верблюд с погонщиком на фреске в киевской Софии
Верблюд с погонщиком на фреске в киевской Софии

Упоминания о «вельблудах» встречаются и в «Повести временных лет»: этих вьючных животных русские обычно захватывали у половцев в качестве военных трофеев.

-11

А в Новгородской летописи рассказывается, что перед битвой на Калке половцы сами послали русским князьям богатые дары, среди которых были и «вельблуды».

-12

Поэтому древние русские учителя зоологии использовали верблюда, чтобы описать действительно невиданных на Руси представителей фауны.

Например, как вы думаете, кого они называли «вельбудопардусом», то есть, помесью верблюда и леопарда?

Жираф, каким его представляли древние русичи
Жираф, каким его представляли древние русичи

Представьте, себе, жирафа!

А «вельбуд-птица» - это угадайте, что за зверь?

-14

Ну конечно же, страус!

При этом наши предки верили, что у верблюда два горба, потому что жизнь– борьба он двуличный. Ведь они воспринимали сказки или басни буквально и приписывали животным определённые черты характера, основываясь на внешних данных.

-15

Так что верблюда они считали, во-первых, вероломным, во-вторых, некрасивым, а в-третьих, злым.

Намёк поняли

А если так, то надо полагать, псковичи не очень обрадовались, заполучив от великого князя такого домашнего питомца.

-16

Хотя… Вдруг великий князь таким образом намекал древним псковичам, что в глубине души он понимает: Новгород и Псков – это две такие же равновеликие величины, как и два верблюжьих горба. Но сделать с церковным верховенством новгородцев ничего не может – потому как не уполномочен.

-17

...Мы не знаем, как жители древнего Пскова поступили с подарком Ивана III. Думается, «вельблуд» на что-нибудь да сгодился в их беспокойном хозяйстве.

Главное, что наши предки так и не перехотели требовать церковной самостоятельности и в конце концов добились своего. В 1580 году Псковская епархия всё-таки была отсоединена от Новгородской.

А когда Собор 1682 года заново поделил Русскую церковь на митрополии, архиепископии и епископии, в Пскове появилась митрополичья кафедра.

Выходит, если великий князь Московский и хотел обидеть псковичей своим подарком, то ничего у него не вышло. Верблюд Ивана III оказался для псковичей счастливым, ведь Псковская и Новгородская епархии в конце концов стали существовать порознь, как и верблюжьи два горба, хоть и объединённые в одном теле.

Вот такая получилась новая символика.

Теперь вы понимаете, почему православные псковичи издревле уважают верблюдов и считают их красивыми, добрыми и преданными животными.

Джига
Джига

Тем более, что так оно и есть. Полюбуйтесь хотя бы на печорского двугорбого бактриана Джигу, который уплетал на Благовещение берёзовую кору с таким аппетитом, как будто Солнечный Скобаристан – его историческая родина (что, впрочем, вполне подтверждает этот рассказ).