1. «И для того чтобы не относиться к подобному явлению бессознательно, мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести её до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом. Чтобы достигнуть этой цели, сотрудники журнала «Под Знаменем Марксизма» должны организовать систематическое изучение диалектики Гегеля с материалистической точки зрения, т. е. той диалектики, которую Маркс практически применял и в своём «Капитале» и в своих исторических и политических работах и применял с таким успехом, что теперь каждый день пробуждения новых классов к жизни и к борьбе на Востоке (Япония, Индия, Китай), — т. е. тех сотен миллионов человечества, которые составляют большую часть населения земли и которые своей исторической бездеятельностью и своим историческим сном обусловливали до сих пор застой и гниение во многих передовых государствах Европы, — каждый день пробуждения к жизни новых народов и новых классов всё больше и больше подтверждает марксизм. Конечно, работа такого изучения, такого истолкования и такой пропаганды гегелевской диалектики чрезвычайно трудна, и, несомненно, первые опыты в этом отношении будут связаны с ошибками. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Опираясь на то, как применял Маркс материалистически понятую диалектику Гегеля, мы можем и должны разрабатывать эту диалектику со всех сторон, печатать в журнале отрывки из главных сочинений Гегеля, истолковывать их материалистически, комментируя образцами применения диалектики у Маркса, а также теми образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция дают необыкновенно много. Группа редакторов и сотрудников журнала «Под Знаменем Марксизма» должна быть, на мой взгляд, своего рода «обществом материалистических друзей гегелевской диалектики»».
Ленин, В. И. О значении воинствующего материализма. — Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Изд. 5. В 55 тт. Т. 45. М.: Издательство политической литературы, 1970. Сс. 29 — 30.
2. Естественные науки и материализм нуждаются в солидном философском обосновании? Пусть так. Выслушаем автора, начавшего рассуждать со столь общего тезиса. Покамест не подозреваем никакого криминала.
3. «Чтобы выдержать эту борьбу и провести её до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».
И тут нет ничего зазорного, автор лишь демонстрирует своим пожеланием свою философскую последовательность.
4. «Чтобы достигнуть этой цели, сотрудники журнала «Под Знаменем Марксизма» должны организовать систематическое изучение диалектики Гегеля с материалистической точки зрения, т. е. той диалектики, которую Маркс практически применял и в своём «Капитале» и в своих исторических и политических работах...»
Ой! Материалистическая точка зрения пресуществляет идеалистическую диалектику Гегеля в материалистическую? Если так, то эта точка зрения практикует иллюзии, обман зрения. А если не так, то что даёт в постижении гегелевской диалектики чуждая этой диалектике материалистическая точка зрения?
Но дальше ещё хуже. Оказывается, по мысли В. И. Ленина, диалектику Гегеля «Маркс практически применял и в своём «Капитале» и в своих исторических и политических работах...» Худшего комплимента «революционеру в философии» сделать трудно. Всё так революционно, так революционно в этом новом мировоззрении, что его создатель лишь практически применял диалектику Гегеля, то есть вполне некритически воспринял методологию Гегеля, пустил её в ход и добился успехов, применяя её к разным областям, осмысляя разные предметы... Ох! С революцией вышла мировоззренческая промашка...
Но самый неприличный жест в сторону материалиста К. Г. Маркса получился у В. И. Ленина как раз в разъяснении способа, каким можно достичь солидного обоснования материализма. «Чтобы достигнуть этой цели, сотрудники журнала «Под Знаменем Марксизма» должны организовать систематическое изучение диалектики Гегеля...» Ну вот все бы обращались в обосновании материализма к абсолютному идеалисту Гегелю! Какое явное признание того факта, что со своими обоснованиями у материализма и у материалиста Маркса дело обстоит туго. Приходится настоятельно рекомендовать пойти на поклон к идеалисту, абсолютному идеалисту... Эмпирическое, наощупь подтверждаемое ничтожество материализма. После такой пальпации руки мыть тщательнейшим образом! В целях духовной гигиены.
5. «Конечно, работа такого изучения, такого истолкования и такой пропаганды гегелевской диалектики чрезвычайно трудна, и, несомненно, первые опыты в этом отношении будут связаны с ошибками. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Опираясь на то, как применял Маркс материалистически понятую диалектику Гегеля, мы можем и должны разрабатывать эту диалектику со всех сторон, печатать в журнале отрывки из главных сочинений Гегеля, истолковывать их материалистически, комментируя образцами применения диалектики у Маркса, а также теми образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция дают необыкновенно много».
У В. И. Ленина нет никаких сомнений, что диалектика — это Гегель, а никакой не Маркс. Изучать и истолковывать необходимо именно Гегеля. А на долю Маркса остаются образцы её применения и примеры. То есть работа не создателя научной системы и методологического инструмента, а работа подмастерья...
6. «Группа редакторов и сотрудников журнала «Под Знаменем Марксизма» должна быть, на мой взгляд, своего рода «обществом материалистических друзей гегелевской диалектики»».
Этот заключительный аккорд — вообще шедевр ленинского стиля. «Общество материалистических друзей гегелевской диалектики» — это как «Общество сифилитических друзей идеальной девы». Как возможна такая дружба, наш именинник и писатель в жанре философских завещаний умалчивает.
7. С днём рождения, Ильич!
2017.04.23.