Найти тему
Автоэкзотика

Знакомые всё лица. Как в КНДР известные многим автобусы превращали в троллейбусы.

Северная Корея почти всё своё существование испытывала определённые проблемы с разного рода ресурсами, будь то бензин, пища или электричество. Однако, по понятным причинам добыть электроэнергию было несколько проще, чем постоянно закупать топливо за границей. Разумеется, что подобный ход вещей предопределил развитие общественного транспорта в сторону троллейбусов. Но в 90-ые годы ситуация приняла сверх негативный оборот. Но обо всём по порядку.

Chollima 951/952 (1995) История этого творения северокорейского сумрачного гения проста до безобразия. В связи с распадом всего социалистического блока, КНДР фактически оказался отрезанным от источников финансирования, а Китай явно не горел желанием масштабно вкладываться в своего соседа. Уже к середине 90-ых Северная Корея начала испытывать чудовищный кризис. Это отразилось в том числе и на общественном транспорте.

В 1993 году в КНДР было поставлено 4 автобуса Ikarus 260. Вскоре в дополнение к этому было импортировано ещё 25 штук сочлененных Ikarus 280. Уже в 1995 году стала остро ощущаться нехватка топлива, поэтому в спешном порядке существующие автобусы стали переоборудовать в троллейбусы. Венгерские Икарусы в числе первых были переведены на электротягу. Строго говоря, никаких серьезных переделок не состоялось. В самой Венгрии подобные модификации были разработаны в опытном порядке ещё в 1974-1975 гг. (Ikarus 260T и Ikarus 280T). В КНДР установили свои электродвигатели от актуальных на тот момент моделей Chollima (129 или 150 лошадиных сил), максимальная скорость составила порядка 65 км/ч. Внешний вид остался практически нетронутым, некоторые экземпляры сохранились в том числе и с оригинальными шильдиками "Ikarus", но тем не менее встречаются и варианты, которые получили некоторые изменения во внешности. В первую очередь демонтировался передний декоративный элемент, вместо которого ставилась фальшрадиаторная заглушка с рисунком в стиле классических троллейбусов Chollima и эмблемой Пхеньянского завода. Изменениям подвергалась и светотехника, но это уже скорее последствия ремонта, нежели систематическое явление. Именно по этой причине на этих моделях можно встретить откровенно кустарные и несуразные поворотники, или вообще отсутствие оных.

Век этих троллейбусов по северокорейским меркам оказался недолог. Уже в конце 2017 года все Chollima 951/952 были отстранены от работы с пассажирами и переведены в резерв, при этом одна из машин перешла в служебное пользование Санхынского троллейбусного парка и занимается развозкой персонала. Прослужили они, строго говоря, порядка 22-23 лет, что, пожалуй, делает их самыми молодыми троллейбусами, которые сошли с маршрутов. А общая малочисленность этих моделей даже в лучшие годы делала Chollima 951/952 весьма редким гостем на улицах.

Однако, подобной переделке подвергались машины и другого производителя - чешского Karosa.

Chollima 973 (1996) Чем больше мы углубляемся в историю северокорейских троллейбусов, тем больше интересных и необычных моделей мы находим. Чешская Karosa какое то время поставлялась в КНДР, однако о количестве поставленных автобусов ничего неизвестно, где их в середине 90-ых и застал топливный кризис. Чехи, наряду с Венграми пошли под скальпель корейского сумрачного гения. А теперь давайте рассмотрим, что же за транспортные средства скрываются за названием Chollima 973.

Chollima 973 на базе Karosa С734.
Chollima 973 на базе Karosa С734.

По непонятным причинам под одним и тем индексом скрывалось аж два троллейбуса, пусть и незначительно отличающихся. Первой вариацией стал троллейбус на базе двухдверного автобуса Karosa С734. Снаряженная масса 10,2 тонны. Размеры: 11055х2500х3165 мм. В салоне находилось 31 сидячее место, общая пассажировместимость составляла 100 человек.

Пхёнсан, 21 марта 2019 года.
Пхёнсан, 21 марта 2019 года.

Второй модификацией стал трёхдверный троллейбус на базе Karosa B731. Отличия от базовой модели только в количестве дверей. Трехдверный Chollima 973 весьма редко встречается на улицах Северной Кореи, что объясняется небольшим количеством экспортированных Karosa B731 в КНДР.

Chollima 973 на базе Karosa B734. Обратите внимание, что троллейбус по каким то причинам имеет заблокированные центральные двери.
Chollima 973 на базе Karosa B734. Обратите внимание, что троллейбус по каким то причинам имеет заблокированные центральные двери.
Фотография с сайта ГрузовикПресс.ру
Фотография с сайта ГрузовикПресс.ру

Интересный факт: согласно сайту gruzovikpress.ru несколько таких троллейбусов попало из Пхеньяна в другие города страны, но бо́льшая часть всё же осталась в столице. Основываясь на этом, можно предположить, что тираж Chollima 973 несколько больше, чем у Chollima 951/952.

А на это всё, подписывайтесь, ставьте лайки и следите за нашими дальнейшими публикациями!