Найти тему
Архивариус Кот

«Все ставки жизни проиграл»

Он так привык теряться в этом,

Что чуть с ума не своротил…

Сказано, конечно, как будто не всерьёз, но ведь и на самом деле Онегин «теряется» в своих переживаниях. Очень интересно пушкинское сравнение:

И постепенно в усыпленье

И чувств и дум впадает он,

А перед ним воображенье

Свой пёстрый мечет фараон.

Фараон – популярнейшая в то время карточная игра, в которой один игрок (банкомёт) держал (и метал) банк, а другой (понтёр) делал ставку. «Понтёры из своих колод выбирают карту, на которую делают ставку, и банкомёт начинает промётывать свою колоду направо и налево. Если карта понтёра легла налево от банкомёта, то выиграл понтёр, если направо — то банкомёт», - так описывают игру.

Сохранились черновые наброски строфы:

Виденья быстрые лукаво

Скользят налево и направо,

И будто на смех - ни одно

Ему в отраду не дано,

И как отчаянный игрок

Он жёлчно проклинает рок...

Всё те же сыплются виденья

Пред ним упрямой чередой,

За ними с скрежетом мученья

Он алчною следит душой

Отрады нет...

Все ставки жизни проиграл.

А вот эта последняя строка, хоть и не вошла в роман, но, по-моему, очень точно передаёт состояние героя. И Пушкин перечислит нам эти «ставки жизни»:

То видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

Недвижим юноша лежит,

И слышит голос: что ж? убит.

То видит он врагов забвенных,

Клеветников, и трусов злых,

И рой изменниц молодых,

И круг товарищей презренных,

То сельский дом — и у окна

Сидит она… и всё она!..

Среди «врагов забвенных» и «товарищей презренных», возможно, самая большая боль – убитый Ленский. Не случайно прозвучит это роковое «что ж? убит», хотя, повторюсь, убийство на дуэли в глазах света таковым не считалось…

Иллюстрация А.З.Иткина
Иллюстрация А.З.Иткина

Ставка на дружбу проиграна. На любовь? Но видится ему «рой изменниц молодых» - любовь ли это? А вот «она… и всё она!..» ему недоступна.

Иллюстрация Ю.М.Игнатьева
Иллюстрация Ю.М.Игнатьева

И, может быть, не случайно эти видения преследуют Онегина в те минуты, когда он пытается занять свои мысли чтением. Здесь явная параллель (и антитеза) с первой главой: там

Уселся он — с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет;

На всех различные вериги;

И устарела старина,

И старым бредит новизна…

Обратите внимание: не находя удовольствия в чтении, не соглашаясь с авторами, Евгений всё же пытается разобраться в книгах, выносит им свой, пусть и не всегда справедливый приговор. А здесь?

Стал вновь читать он без разбора.

Прочёл он Гиббона, Руссо,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Stael, Биша, Тиссо,

Прочёл скептического Беля,

Прочёл творенья Фонтенеля,

Прочёл из наших кой-кого,

Не отвергая ничего:

И альманахи, и журналы…

Многочисленные комментаторы романа (а первым об этой строфе написал, видимо В.К.Кюхельбекер) пытаются как-то «систематизировать» этот круг чтения, кто-то даже делает из него выводы о духовном возрождении Онегина. Однако, судя по всему, прав был Ю.М.Лотман, когда, охарактеризовав творчество указанных авторов, сделал выводы: «Если пытаться найти в перечне онегинских книг какую-то систему, то самым поразительным будет их несовременность. Это совсем не те книги, которые жадно читает сам Пушкин, просит у друзей в Михайловском или добывает через Е.М.Хитрово в Петербурге… Список поражал современников именно бессистемностью и странностью». Действительно, читает «без разбора», «чтоб только время проводить» и чем-то занять себя.

А мне ещё пришёл на мысль, простите, незабвенный Шерлок Холмс с его замечанием: «Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадётся под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься».

Нет-нет, я вовсе не хочу назвать Онегина дураком, упаси Боже! Просто, может быть, он пытается «натащить всякой рухляди» в свой «чердак», чтобы уже не осталось места для чего-то приносящего боль? Может быть, пытается уйти от настоящего? И снова литературные аналогии – «Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его». Это Л.Н.Толстой напишет о переживаниях Пьера Безухова после дуэли, но ведь и здесь мысли героя «вертятся» «всё на том же нарезе».

И что же получает Онегин от чтения?

… Глаза его читали,

Но мысли были далеко;

Мечты, желания, печали

Теснились в душу глубоко.

Он меж печатными строками

Читал духовными глазами

Другие строки…

Именно в таком состоянии находится Евгений всю зиму, занятый «пёстрым фараоном» с роком и вызвав насмешливые строки поэта о том, что герой «чуть с ума не своротил»

Или не сделался поэтом.

Признаться: то-то б одолжил!

И знаменитое, очень часто цитируемое описание:

Как походил он на поэта,

Когда в углу сидел один,

И перед ним пылал камин,

И он мурлыкал: Веnеdеttа

Иль Idol mio и ронял

В огонь то туфлю, то журнал.

Иллюстрация П.П.Соколова
Иллюстрация П.П.Соколова

Здесь удивительно мирно уживаются и насмешливость Пушкина, и ясно видное под ней сочувствие герою: всё же неспроста он явится перед Татьяной, «на мертвеца похожий», видимо, действительно Онегин «чуть не чахоткою страдал», не желая ехать лечиться «к водам» -

А он не едет; он заране

Писать ко прадедам готов

О скорой встрече…

Последнее объяснение с Татьяной будет уже весной:

Дни мчались; в воздухе нагретом

Уж разрешалася зима;

И он не сделался поэтом,

Не умер, не сошёл с ума.

Однако прежде чем анализировать заключительную сцену, нужно вернуться к Татьяне

********************

Позвольте немного добавить. Сегодня я получила к одной из своих статей комментарий о Михаиле Орлове. Я о нём подробно в своё время писала и нового в комментарии ничего не увидела, кроме того, была приведена пушкинская эпиграмма о другом Орлове, его брате, автором явно к печати не предназначавшаяся, а вот комментатор, дама, пишет всё, без пропусков и точек. Ей-Богу, противно! И удалять как-то неудобно (старался человек, комментарий большой), и смотреть на это крайне неприятно. Впредь подобное буду удалять.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь

Навигатор по всему каналу здесь