Он так привык теряться в этом,
Что чуть с ума не своротил…
Сказано, конечно, как будто не всерьёз, но ведь и на самом деле Онегин «теряется» в своих переживаниях. Очень интересно пушкинское сравнение:
И постепенно в усыпленье
И чувств и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пёстрый мечет фараон.
Фараон – популярнейшая в то время карточная игра, в которой один игрок (банкомёт) держал (и метал) банк, а другой (понтёр) делал ставку. «Понтёры из своих колод выбирают карту, на которую делают ставку, и банкомёт начинает промётывать свою колоду направо и налево. Если карта понтёра легла налево от банкомёта, то выиграл понтёр, если направо — то банкомёт», - так описывают игру.
Сохранились черновые наброски строфы:
Виденья быстрые лукаво
Скользят налево и направо,
И будто на смех - ни одно
Ему в отраду не дано,
И как отчаянный игрок
Он жёлчно проклинает рок...
Всё те же сыплются виденья
Пред ним упрямой чередой,
За ними с скрежетом мученья
Он алчною следит душой
Отрады нет...
Все ставки жизни проиграл.
А вот эта последняя строка, хоть и не вошла в роман, но, по-моему, очень точно передаёт состояние героя. И Пушкин перечислит нам эти «ставки жизни»:
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.
То видит он врагов забвенных,
Клеветников, и трусов злых,
И рой изменниц молодых,
И круг товарищей презренных,
То сельский дом — и у окна
Сидит она… и всё она!..
Среди «врагов забвенных» и «товарищей презренных», возможно, самая большая боль – убитый Ленский. Не случайно прозвучит это роковое «что ж? убит», хотя, повторюсь, убийство на дуэли в глазах света таковым не считалось…
Ставка на дружбу проиграна. На любовь? Но видится ему «рой изменниц молодых» - любовь ли это? А вот «она… и всё она!..» ему недоступна.
И, может быть, не случайно эти видения преследуют Онегина в те минуты, когда он пытается занять свои мысли чтением. Здесь явная параллель (и антитеза) с первой главой: там
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна…
Обратите внимание: не находя удовольствия в чтении, не соглашаясь с авторами, Евгений всё же пытается разобраться в книгах, выносит им свой, пусть и не всегда справедливый приговор. А здесь?
Стал вновь читать он без разбора.
Прочёл он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Stael, Биша, Тиссо,
Прочёл скептического Беля,
Прочёл творенья Фонтенеля,
Прочёл из наших кой-кого,
Не отвергая ничего:
И альманахи, и журналы…
Многочисленные комментаторы романа (а первым об этой строфе написал, видимо В.К.Кюхельбекер) пытаются как-то «систематизировать» этот круг чтения, кто-то даже делает из него выводы о духовном возрождении Онегина. Однако, судя по всему, прав был Ю.М.Лотман, когда, охарактеризовав творчество указанных авторов, сделал выводы: «Если пытаться найти в перечне онегинских книг какую-то систему, то самым поразительным будет их несовременность. Это совсем не те книги, которые жадно читает сам Пушкин, просит у друзей в Михайловском или добывает через Е.М.Хитрово в Петербурге… Список поражал современников именно бессистемностью и странностью». Действительно, читает «без разбора», «чтоб только время проводить» и чем-то занять себя.
А мне ещё пришёл на мысль, простите, незабвенный Шерлок Холмс с его замечанием: «Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадётся под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься».
Нет-нет, я вовсе не хочу назвать Онегина дураком, упаси Боже! Просто, может быть, он пытается «натащить всякой рухляди» в свой «чердак», чтобы уже не осталось места для чего-то приносящего боль? Может быть, пытается уйти от настоящего? И снова литературные аналогии – «Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его». Это Л.Н.Толстой напишет о переживаниях Пьера Безухова после дуэли, но ведь и здесь мысли героя «вертятся» «всё на том же нарезе».
И что же получает Онегин от чтения?
… Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки…
Именно в таком состоянии находится Евгений всю зиму, занятый «пёстрым фараоном» с роком и вызвав насмешливые строки поэта о том, что герой «чуть с ума не своротил»
Или не сделался поэтом.
Признаться: то-то б одолжил!
И знаменитое, очень часто цитируемое описание:
Как походил он на поэта,
Когда в углу сидел один,
И перед ним пылал камин,
И он мурлыкал: Веnеdеttа
Иль Idol mio и ронял
В огонь то туфлю, то журнал.
Здесь удивительно мирно уживаются и насмешливость Пушкина, и ясно видное под ней сочувствие герою: всё же неспроста он явится перед Татьяной, «на мертвеца похожий», видимо, действительно Онегин «чуть не чахоткою страдал», не желая ехать лечиться «к водам» -
А он не едет; он заране
Писать ко прадедам готов
О скорой встрече…
Последнее объяснение с Татьяной будет уже весной:
Дни мчались; в воздухе нагретом
Уж разрешалася зима;
И он не сделался поэтом,
Не умер, не сошёл с ума.
Однако прежде чем анализировать заключительную сцену, нужно вернуться к Татьяне…
********************
Позвольте немного добавить. Сегодня я получила к одной из своих статей комментарий о Михаиле Орлове. Я о нём подробно в своё время писала и нового в комментарии ничего не увидела, кроме того, была приведена пушкинская эпиграмма о другом Орлове, его брате, автором явно к печати не предназначавшаяся, а вот комментатор, дама, пишет всё, без пропусков и точек. Ей-Богу, противно! И удалять как-то неудобно (старался человек, комментарий большой), и смотреть на это крайне неприятно. Впредь подобное буду удалять.
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь
Навигатор по всему каналу здесь