Найти тему
Advance

Топ-5 способов проверить, насколько хорошо ребёнок усвоил материал

Оглавление

Очень часто у родителей возникает задача проконтролировать правильно ли ребёнок сделал домашнее задание, и насколько хорошо он усвоил тему, ведь навыки рефлексии и оценки своего уровня знаний у детей находятся очень близко к нулю. Всё это потому, что детей не учат как правильно учиться и самостоятельно оценивать себя.

Существует несколько быстрых и эффективных действий для родителей, чтобы быстро и, главное, правильно оценить проделанную ребёнком работу.

Попросите пересказать материал

Это простая техника проверки, которая имеет огромное количество и других плюсов. Дайте ребёнку время подготовиться. Если он не умеет рисовать майнд-карты со структурами, делать конспекты и работать с карточками, то обязательно научите его этому – так материал будет запоминаться гораздо лучше. О том, как работать с майнд-картами и карточками мы рассказываем в этом видео.

-2

Пересказ – одна из самых мощных техник, которая помогает осознать материал, построить внутренние связи и хорошо тренирует речь, которая у современных школьников продолжает ухудшаться из-за перехода на тестовую систему проверки. Дети умеют выдавать ответы на тесты и заточены на отбраковку неправильных вопросов, однако структурно мыслить для них становится все сложнее.

Главная задача – проверить, правильно ли ребёнок сделал задание. Если материал не был понят, то он ничего не сможет пересказать. Понять, насколько ребёнок освоил тему легко – по названию темы станет понятно, о ней он говорит или нет. Кроме того, вы всегда можете сравнить сказанное с тем, что написано в учебнике.

А вот проверить фактическую информацию может быть затруднительно, если вы сами не достаточно вникаете в эту тему. Конечно, можно заметить нестыковки в логике, но если будут ошибки в терминологии или в каких-то фактах, заметить это будет сложно. Поэтому советую пройтись по материалу самостоятельно, чтобы получить необходимые знания для качественной проверки.

Пройдитесь по основным терминам

Вы можете взять учебник и поспрашивать ребёнка по терминам, классификациям и всем непонятным словам, которые есть в учебнике. Читать весь текст не обязательно – всё важное выделено жирным шрифтом либо специальными рамками. Как правило взрослый образованный человек, взяв школьный учебник, понимает, что термин и классификация самодостаточные. Увидев классификацию или термин, можно задавать вопрос к любому слову, и оно будет значимо.

-3

Что касается классификации: если что-то подразделяется на подмножества, спросите у ребёнка, по какому основанию это делается, и попросите привести примеры. Выберите отдельный объект, который выделяется какими-то характеристиками и является подмножеством большего множества и попросите ребёнка подробнее рассказать о нём с использованием терминов и фактов. На уровне воспроизведения мы поймем, правильно ли он воспроизводит выученный материал.

Задайте вопросы после параграфа

Такие вопросы как раз и придуманы для того, чтобы оценивать ребёнка. Вообще вопросы после параграфа следует читать ещё до чтения текста. Ребёнок должен знать, что именно их вы зададите. Контрольные вопросы – один из самых простых способов проверки, уделяя внимание которым, ребёнок научится просматривать их до чтения параграфа и искать конкретные ответы в тексте.

Не ограничивайтесь только контрольными вопросами – добавляйте к ним дополнительные, так как сложность этого метода заключается в том, что вы не всегда сможете понять, правильно отвечает ваш ребёнок или нет.

Найдите тесты по изучаемой теме в интернете

Интернет – отличный помощник, который предлагает нам готовые тесты, чтобы понять, насколько хорошо был усвоен материал. Например, можно найти тест по вашей теме из 10 вопросов, попросить ребёнка пройти его, параллельно вслух аргументируя свой ответ. Платформ с такими тестами огромное количество – можно взять даже несколько вариантов, чтобы лучше закрепить тему.

-4

Воспользуйтесь помощью эксперта

Живая проверка – это способ, когда к оценке подключается человек, который идеально знает материал. Обычно это учитель или репетитор. Рекомендую раз в полугодие обязательно нанимать независимых репетиторов для ребёнка по каждому из предметов, чтобы они оценивали текущий уровень, указывали на проблемы и разрабатывали план обучения.

-5

Даже если ребёнок на семейном образовании, репетиторы качественно проверят его по тестам, ведь профессиональный преподаватель всегда сможет быстрее найти пробелы, понять общий уровень ребёнка и определить, каких навыков ему не хватает. Кроме того, сравнив ответы всех репетиторов, вы увидите общую картину – на каком уровне находится уровень знаний.

На занятиях с репетитором ребёнок привыкнет, что его спрашивают не только по текущим темам, но и по пройденным, тем самым постоянно будет закреплять весь материал. Кроме того, он привыкнет к формату устных и письменных экзаменов по разным предметам в неэкзаменационное время.

Все эти методы несут разную пользу: в первых двух не получится точно определить, насколько хорошо ребёнок усвоил материал, однако эти способы развивают другие немаловажные навыки для обучения.

При работе с терминами и фактами будет проще – все они самодостаточные, и выдумать что-то своё у ребёнка не получится – это будет сразу заметно.

Вопросы в конце параграфа также точно не определяют, понял ли ребёнок материал или нет, однако учат его обращать на них внимание и работать с ними.

Репетитор и тесты в интернете – самые действенные способы, которые позволят максимально оценить уровень знаний. Однако такие методы следует использовать в старших классах, когда предметы сложные. Ребёнка младших классов проверить куда проще – за минуту-две вы прочитаете параграф, всё поймете и сравните с тем, что говорит ребёнок.

Все эти инструменты можно использовать для разных задач: как для понимания общего уровня ребёнка, так и для проверки домашнего задания.

-6

Если ребёнок приучен к проверке домашнего задания, то всегда будет к ней готовиться, тем самым закрепляя пройденный материал. Помните, что дети не осознают общей ценности знаний – они лишь готовятся к конкретному формату. Согласно формату, ребёнок будет либо исключительно искать ответы, тем самым учась работать с текстом, либо будет пересказывать и структурировать мысли полностью, что позволит ему хорошо учиться в вузе. Или же он будет заточен на сдачу тестов и ответов репетитору.

В любом случае, все эти способы приносят только пользу, особенно, если их совмещать. В итоге ребёнок будет обладать разными стратегиями: получать знания, структурировать их и правильно преподносить. Всё это поможет ему и в подготовке к ЕГЭ, и в учёбе в вузе, и на будущей работе.