Покупая квартиру, нужно быть очень осторожным. Это касается как первичного, так и вторичного рынка недвижимости.
Если брать жилье в еще строящемся доме, есть риск нарваться на недобросовестного или «проблемного» застройщика. Тогда сроки сдачи могут затянуться из-за финансовых или иных сложностей (особенно не повезет тем, кто впишется в долгострой).
Но, как показывает практика, рано или поздно обманутые дольщики все-таки получают свои квартиры. Пусть спустя 5, 7 или даже 10 лет.
А вот на «вторичке» возможно всё что угодно. Там орудуют мошенники. И с каждым годом способы отъема жилья у добропорядочных граждан становятся всё более изощренными.
Аферисты от недвижимости уже давно научились изготавливать фальшивые документы и втираться в доверие к самым беззащитным – пожилым и психически неустойчивым людям. Они получают доверенности на распоряжение имуществом и дальше действуют по своему усмотрению.
Поддельные паспорта теперь выглядят совсем как настоящие, а цифровая подпись не на все 100% гарантирует безопасность сделки. Ее тоже умудряются сфальсифицировать! И даже спустя годы нельзя быть полностью уверенным в том, что у давно купленной и обжитой квартиры вдруг не объявится хозяин.
Недавно подобная история приключилась с жительницей Петербурга Евгенией, которая еще в 2013 году приобрела себе двухкомнатную квартиру в Приморском районе.
Продавцом оказалась благочестивая вдова, которой жилплощадь перешла в наследство после смерти законного мужа. Наследство было оформлено по всем правилам, сделка тоже прошла вполне официально – без сучка, без задоринки. В Росреестре вопросов не возникло, и регистрация состоялась.
А в октябре 2020 года Евгении «прилетел» судебный иск. С требованием признать сделку ничтожной.
Выяснилось, что настоящий владелец квартиры вполне себе жив-здоров. И в наследство жене он ничего не оставлял, так как женат ни разу в жизни не был. Что это за «вдова» и откуда она взялась – сейчас выясняют. Самое любопытное, что реальный собственник – не рядовой беззащитный и бесправный россиянин, а миллиардер Андрей из списка Forbes, создатель популярного сайта знакомств. Но даже он умудрился стать жертвой мошенников.
В квартире на Приморском проспекте, доставшейся ему от бабушки, прошло детство Андрея. Несмотря на то, что мужчина не живет в России с 2005 года, он до сих прописан в Петербурге на своей законной жилплощади. Управление всей недвижимостью он предоставил ответственным лицам – вместе с доверенностью, ключами и деньгами на ее содержание.
В 2020 году управляющие сообщили, что из-за мошеннических действий у квартиры поменялся владелец, и заверили, что это вопрос скорее технический, формальный, и они его быстро решат. Однако ситуация тянется и по сей день.
Покупательница Евгения рассказала на своей странице в Facebook , что действовала по всей букве закона. Сделка была с ее стороны чистой. Немного насторожил тот факт, что «вдова» Людмила вступила в право наследования в декабре 2012 года, а уже спустя три недели избавилась от квартиры. Однако все документы у нее были в порядке. Скорбящая женщина поведала, что, похоронив супруга, она решила вернуться на родину в Абхазию. Что ж, вполне понятное желание.
Когда стали выяснять, как такая ситуация в принципе могла сложиться, оказалось, что брак Людмилы и Андрея был зарегистрирован по-настоящему.
Дама пришла в ЗАГС с мужчиной в 2008 году, у них попросили паспорта и расписали. Спустя несколько лет женщина пришла уже одна – со справкой о смерти супруга. Правда, без его паспорта. Сказала, что нашли тело, а документ пропал. Сотрудники ЗАГСА вошли в положение новоиспеченной вдовы и выдали ей свидетельство о смерти.
Вот так, без всяких сложностей, абсолютно «левая» дама стала владелицей чужой петербургской квартиры.
По документам, Людмила уже скончалась – в апреле 2019 года. На квартиру в Приморском районе сейчас наложен арест. Следующее судебное заседание назначено на май.
Если станет понятно, что недвижимость действительно была изъята у Андрея мошенническим способом, ему ее вернут – даже путем отъема у добросовестного покупателя. Евгения, в свою очередь, имеет право потребовать у продавца возмещения убытков. Вот только «вдова» – уже покойница. Возмещать ущерб некому.
Впрочем, миллиардер говорит, что не оставит ни в чем не повинную женщину в беде и поможет ей с покупкой другой квартиры. Но как события развернутся на самом деле – узнаем позже.