Как это обычно и бывает, мода на вегетарианство лишает сам этот телесно-духовный процесс его смысла.
Вегетарианство – это не когда вы приняли решение не есть мяса. Это когда ваше сознание перестроило ваше тело таким образом, что мясо для вас перестало быть продуктом питания.
Осознанность – это способность наблюдать свои действия, привычки, мысли, мыслительные процессы, физиологические процессы, и то, как все это является рисунком вашего существа с определенным жизненным сюжетом, и делать выбор.
Чем яснее вы можете наблюдать эту картину, тем больше меняется ваш организм, поскольку вы перестаете делать автоматические действия и способны распознавать мельчайшие сигналы организма и окружающего мира. Вы намного лучше ориентируетесь в мире и в самих себе. И тогда вы перестаете совершать действия, говорить слова и употреблять пищу, которые приносят вам вред.
Пока человек не развил в себе эту способность (осознавать себя и мир глубоко), стандартный жизненный ритм и питание являются для него источником энергии для развития своего внимания. И других источников у него в этот момент нет.
Но этого мало для развития осознанности. Нужны упражнения для тела, ума и души. Они помогают развить внимание, увидеть, куда энергия расходуется напрасно, на внутренние или внешние конфликты, например.
Решение конфликтов помогает освободить занятую в конфликтах энергию и перенаправить ее на развитие осознанности.
Изменения в поведении, эмоциях и мыслительных процессах влекут за собой и изменение физиологических процессов. Поэтому само по себе вегетарианство не делает вас здоровыми и духовными. К этому приводит комплекс взаимосвязанных и сонастроенных друг с другом практик.
Осознанность развивается по следующим направлениям:
1. Развитие способности замечать в здесь-и-сейчас привычные (автоматические) действия и управлять ими, совершать другой выбор. Практика (во всех пунктах одинаковая):
– период экспериментирования с вариантами выборов.
– нахождение новых способов действия.
– экспериментирование с новыми навыками, их шлифовка и оттачивание.
2. Развитие способности замечать крупные автоматические процессы (паттерны) и анализировать их на предмет, в какой точке автоматического сценария вы находитесь прямо сейчас, и какой другой выбор можете сделать, чтобы изменить сценарий. Управление сценариями поведения.
3. Развитие способности замечать эмоциональные привычки и паттерны. Управление эмоциями.
4. Развитие способности замечать мыслительные привычки и паттерны. Управление мыслями.
5. Развитие способности замечать физиологические привычки. Управление физиологическими процессами.
Самое сложное обучение – это управлению мыслями и физиологией. Это самые тонкие, неуловимые для человеческого сознания процессы, но они так же поддаются осознаванию и управлению, как и более грубые – эмоции и действия.
Человек, овладевший минимальным набором социальных навыков, является полуавтоматом, и мало отличается от животного, дрессированного болью и удовольствием. Наш социум глубоко автоматичен, поскольку автоматичны его единицы. Естественно, что если элементы системы автоматичны, то и система автоматична, и более крупные формации – тоже.