Сорокалетний советский Ан-26Б-100 бодро вырулил на ВПП и резко начал свой разбег, впереди нас ожидал полутрачасовой перелет из Костромы в Питер.
Да, да, я ничего не перепутал.. во втором десятилетии XXI века российское небо продолжают "бороздить" десятки стареньких турбовинтовых самолетов Ан-24 и Ан-26 в различных модификациях. И не просто бороздить, а перевозить сотни и сотни пассажиров. Наравне с суперсовременными Боингами 787 и Эйрбасами А380 с невероятным уровнем комфорта.
Немного истории
Ан-24 / 26 - семейство турбовинтовых многоцелевых самолетов для авиалиний малой и средней протяженности и военно-транспортных нужд. Разработан во второй половине 1950-х годов в ОКБ Антонова, первый полет совершил 20 октября 1959 года, а серийное производство было налажено в 1962 году. Первый регулярный рейс Ан-24 совершил 31 октября 1962 года по маршруту Киев - Херсон, а Ан - 26 начал эксплуатироваться в 1973 году.
Производство Ан-24 прекратили в 1979 году, а Ан - 26 в 1986 году и за эти годы было выпущено более 2 тысяч машин, не считая лицензионных китайских копий.
Получается, что самому "моложавому" самолету Ан-26 сейчас около 35 лет и средний возраст оставшихся в эксплуатации машине около 40-45 лет. Что же это такое происходит с нашей авиацией? Давайте разбираться.
В основном старенькие турбовинтовые "мамонты" эксплуатируются в Сибири и на Дальнем Востоке, где связь между отдаленными населенными пунктами возможна только посредством авиации.
Постепенно Ан - 24 списываются по мере старения и износа и на смену им приходят переделанные из грузовых Ан - 26Б, модификации Ан - 26Б-100.
Ан - 26Б - 100 отличаются от изначально пассажирских Ан - 24 наличием небольшого реактивного двигателя в правой гондоле, а также салоном без багажных полок и грузовой рампой.
Там, в условиях Крайнего Севера, на небольших и труднодоступных аэропортах в тайге или тундре, с неразвитой сетью технического обслуживания без этих самолетов исчезло бы всякое транспортное сообщение с остальной частью страны, а многие тысячи наших граждан оказались бы отрезанными от внешнего мира.
Недавно удалось совершить удивительно редкий полет для Европейской части России на регулярном рейсе с Ан-26Б. Удивительно, но эти самолеты эксплуатируются Костромским Авиапредприятием и летают по маршруту Кострома - Санкт-Петербург, а летом туда добавляется маршрут Кострома - Анапа.
Наш рейс выполнялся на модернизированном из грузового в пассажирский самолете АН-26Б-100 с номером RA-26081 "Шарья". Самолет был выпущен в 1982 году в грузовом варианте, а в 1997 году на АРЗ 410 его конвертировали в пассажирскую модификацию с установкой нового салона, туалета и кухни.
Но современные летающие Ан-24 и Ан-26 это давно и не совсем «те же самые» советские самолеты, которые могут помнить читатели в годах. Все летающие машины прошли дооборудование системами EGPWS и пережили не один капитальный ремонт. Да и ресурс этих машин продлен до 60 лет, а летать они могут в большинстве своем до 2030-х годов.
И похоже, что не только могут, но и будут. Всё потому, что замены им нет. Вот совсем нет.
Заменять пробовали, но как-то не очень получилось. Особенно в условиях Крайнего Севера, где в РФ преимущественно грунтовые, да и к тому же короткие ВПП.
Можно вспомнить про ATR, Bombardier и Embraer, но увы, они оказались мало приспособленными для полетов в Сибири и на Дальнем Востоке.
И дело совсем не в самолетах. Самолеты отличные, надежные и известные. Вся проблема в аэропортах.
Многие из которых такие типы воздушных судов по состоянию ВПП даже и принять не могут. Не говоря уже об отсутствии персонала и оборудования для обслуживания.
Да и цена иностранных машин в валюте, не способствует их приобретению, а покупка таких самолетов для местных линий просто нерентабельна.
Можно возразить, что есть же Л-410 и они на некоторых линиях успешно
заменили Ан-24 и это так. Взять к примеру, Архангельскую область, там местный авиаотряд окончательно избавился от Ан-24 и теперь по селам курсируют те самые Л-410. Но и тут есть нюансы.
Л-410 способен летать до 600-700 км, а посмотрите на Якутию или Красноярский край? Там расстояние между населенными пунктами порой превышают 700км и без дозаправки такой самолет лететь не сможет. Добавьте сюда неблагоприятные погодные условия и необходимость промежуточной посадки или возврата в пункт отправления - всё, задача почти не решаемая.
Тут и с Ан-24 рейсы порой откладывают на дни по погодным условиям, а с Л-410 так и вовсе можно не улететь никуда.
Есть еще Ил-114 - проект, который так и не смог полноценно пойти в серию. Сейчас идут разговоры о перезапуске этого самолета в 2022-2024 годах в модификации Ил-114-300. Но пока это всё разговоры.
Есть еще мелкосерийный Ан-140, но он производится на Украине, да и цена этого самолета более 25 млн. долларов и региональные компании просто не могут себе позволить такую роскошь.
Ведь к слову, и без этого цена на билеты на местных авиалиниях с рейсами на Ан-24 мягко говоря, "кусается". Например, рейс из Саскылаха в Якутск или из Тикси в Якутск, из Черского в Якутск на Ан-24 стоит от 30 тысяч рублей в одну сторону минимум. И это экономически обоснованная цена билета без субсидий. А представьте себе еще лизинговые платежи если включить?
Скажу по секрету, что рейс на Ан-26Б-100 из Костромы в Питер обошелся мне в 3850 рублей. И при загрузке рейса в 20 человек мы даже топливо не окупили и здесь всё дело в региональных дотациях.
Почему бы не создать новый самолет в РФ с аналогичными параметрами на замену Ан-24? Не смогут и не будут. Тот же Л-410 не в счёт, как и Ил-114 - это еще чехословацкие и советские разработки.
А теперь для размышления - в США и в Канаде в аналогичных условиях Аляски и Северных территорий успешно летают самолеты возрастом в полвека. И ничего, вполне себе летают. Им продляют ресурс, переоборудуют и дорабатывают для соответствия современным требования авиабезопасности.
В нашей стране сейчас крупнейшими эксплуатантами Ан - 24 и Ан -26 является UTair, Полярные авиалинии, Ираэро и Министерство обороны.
Постепенно количество "живых" самолетов будет сокращаться, какие-то будут разбирать на запчасти, какие-то списываться по ресурсу, но лет на 20 запаса еще точно хватит.
А дальше? Либо появятся новые разработки, либо, наконец запустят в серию Ил-114-300, ну или придумают реактивный экономичный аналог вроде Як-40. Хороший был самолет и он летал на многие такие аэродромы Крайнего Севера.
Ну а я, получил порцию ностальгии от полета на этом чудесном самолете из советского прошлого. И нахлынули воспоминания, когда трава была зеленее и пломбир слаще...
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!