Найти тему

Сколько стоит депутатский мандат?

Электоральный цикл подходит к концу – в сентябре в России пройдёт очередной единый день голосования. 19 сентября 2021 года состоятся выборы одиннадцати губернаторов, 39 региональных парламентов, 11 административных центров и десятков тысяч депутатов местных советов. Вишенкой на торте станут выборы депутатов Государственной думы. В этот раз её будут выбирать уже в восьмой раз.

Зачем становятся депутатами?

Наблюдая за скучными заседаниями, изредка прерывающимися на трагикомические стендапы Жириновского, многие задаются вопросом, где и откуда их вообще берут, этих депутатов, и кто оплачивает банкет. Ещё один интересный вопрос – зачем? Но это тема для отдельного разговора. Пока же мы попробуем разобраться, сколько стоит стать депутатом и как это можно сделать.

Парламентский мандат для многих – синоним успешности, благополучия и защищённости. Ведь несмотря на то, что реальное влияние депутатов в нынешней политической системе сравнительно небольшое, думцы по-прежнему обладают целым рядом возможностей, недоступных простому смертному. Вне зависимости от того, избран депутат по списку или по одномандатному округу, он получает:

  • Служебную квартиру в Москве
  • Служебный автомобиль, причём как в Москве, так и в том регионе, где он был избран депутатом
  • Многочисленные бесплатные командировки по России и миру
  • Кабинет с неплохим (ну ладно, не слишком живописным) видом на Охотном ряду
  • Компенсацию транспортных расходов и связи.
-2

Кроме того, депутату положена зарплата: депутатский оклад сегодня равен министерскому и составляет 400 тысяч в месяц. Это «голая» ставка: помимо неё положены доплаты за работу с секретными документами, работу в комитетах и комиссиях – если депутат занимает там какую-либо должность и много чего ещё. На круг может выйти до миллиона в месяц. За эти деньги нужно своевременно являться на заседания (впрочем, больничный или уважительная причина отсутствия принимаются) и время от времени нажимать на кнопки и ставить подпись под законопроектами коллег.

Однако помимо нехилого официального вознаграждения за работу (за пять лет работы набежит миллионов 25-30), парламентарий получает важный ресурс – статус. Это не только вопрос самооценки – корочка с государственным гербом и парой тиснённых золотом слов служит пропуском в любые властные кабинеты, даёт возможность направлять депутатские запросы, вносить и лоббировать законопроекты, великолепные позиции для продвижения в средствах массовой информации.

За такие возможности, щедро сдобренные депутатской неприкосновенностью, многие готовы щедро заплатить. И платят – в каждом новом созыве парламента неизменно заседают несколько долларовых миллиардеров и полторы сотни миллионеров, а в случае, если по каким-либо причинам серьёзный человек не может протирать кресло на Охотном ряду сам, за него это делают верные соратники.

Чтобы обзавестись мандатом, нужно, чтобы список партии, в составе которого ты пошёл на выборы, получил по их итогам не меньше 5%, либо, если ты одномандатник, обойти всех конкурентов в округе. Победить опытных, прожжённых политиканов – не каждому под силу. Кстати, обойти соратников по партии – тоже задача нетривиальная, ведь они тоже не лыком шиты.

Но есть и запасной путь.

Мы пойдём другим путём

-3

То, чем в честной политической борьбе завладеть нельзя, всегда можно купить – так, во всяком случае, говорят профессиональные политические консультанты. История такие примеры знает – например, в 1999 и 2003 году продажей мест в списке КПРФ занимался Михаил Ходорковский, а в 2011 году после выборов в Госдуму разразился скандал: два помощника депутатов от «Справедливой России» Буркова и Бесчетнова стали фигурантами уголовного дела. Их обвиняли в продаже мест в списках кандидатов, но почему-то уже «Единой России». Видимо, разница не так уж велика.

Разумеется, лидеры партий тогда поспешили откреститься от торговцев депутатским мясом, но дыма без огня не бывает. Про ЛДПР таких историй ходит очень много — журналисты и политтехнологи называют партию «настроенной машиной по продаже депутатских мандатов», причём, как стало известно благодаря расследованию портала «Проект», не только их: во фракции ходили десятки «авторитетных» бизнесменов, а в 1999 году только решение Центральной избирательной комиссии поставило крест на политических амбициях Сергея Михайлова, более известного под кличкой «Михась», одного из главарей солнцевской криминальной группировки.

Проанализировав рейтинги и существующую информацию о торговле депутатскими мандатами, мы без труда проранжируем парламентский квартет по степени продажности мандата. Итак, представим себе гипотетического бизнесмена средней руки. Или крупного — крупным такая покупка, как депутатский мандат, интереснее. У него есть дом на Рублёвке, недвижимость на Кипре и в Испании, счёт в оффшорном банке – почти всё, что нужно для счастья. Не хватает красивого кресла в зале пленарных заседаний. Куда ему, бедному, податься?

  1. Легче всего будет обзавестись мандатом в ЛДПР. В пользу синего билета с золотистой птичкой на обложке говорят растущие рейтинги (после протестов в Хабаровске партия стабильно держится на втором месте по популярности), сложившаяся, даже можно сказать – институциональная практика депутатского бизнеса и абсолютное безразличие Жириновского ко взглядам своих новых «соколов». Традиционно до трети жириновцев – так называемые «коммерческие».
  2. Чуть сложнее будет попасть в списки или выдвинуться кандидатом от «Единой России». Медведи – правящая партия, и, несмотря на то, что списки у них вместительнее (проценты-то выше, а, значит, и мандатов будет больше), местечко обойдётся дороже. Разборчивостью «ЕдРо» тоже не отличается, но примерно четверть мест тут отдают для знатных ткачих, передовиков производства и уважаемых врачей – так надо.
  3. Примерно на одном уровне идут эсеры и коммунисты. У последователей дела Ленина-Сталина мандатов больше, поэтому шансы получить мандат выше, но есть идеологический фильтр: откровенных антикоммунистов актив выдвинуть все же не позволит. Фракция Сергея Миронова совсем маленькая, перспективы прохождения в новый созыв – далеко не железные, но разборчивостью они не отличаются.
  4. С непарламентскими партиями все просто: их условно можно разделить на две части. У первой – сюда входит «Яблоко», «Новые люди», Партия пенсионеров за справедливость» и «Коммунисты России» — шансы пройти в восьмой созыв есть, пусть и не очень большие, а потому сотрудничество с ними можно рассматривать как венчурную инвестицию. У второй – сюда входят все остальные – шансов нет. И такой выбор сродни покупке акций МММ летом-осенью 1994 года: Мавроди ещё не сидит, но у отделений уже стоят очереди.

Кого бы не выбрал наш бизнесмен, раскошелиться ему придётся неслабо. Выборы в Госдуму – вещь затратная. По различным оценкам, только официальное финансирование списочных компаний обходится в десятки и сотни миллионов рублей. А ещё есть «серые кассы»: именно наличными обычно рассчитываются с агитаторами, расклейщиками и разносчиками газет, выдавая их за волонтёров, которых завтраком не корми – только дай поагитировать забесплатно.

Точных расценок не знает никто, но принято полагать, что мандат в среднем стоит от одного до трех миллионов долларов, причём это расценки для уже известных, состоявшихся политиков. Неофиту придётся заплатить больше – до 6-7 миллионов. Столичные округа обходятся дороже. Совершенно особенным товаром может стать выдвижение от «Единой России» в республиках Поволжья и Северного Кавказа, где результат голосования связан с полученными на участках цифрами очень отдалённо.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

«Не хочу учиться!» - почему выпускники не рвутся в студенты?

Что, если разбудить медведя посреди спячки?

Главный секрет учителя года – быть на одной волне с учениками