Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Растения в русских суевериях

Оглавление

Мировое древо — один из центральных образов в мифологии. По представлениям славян и многих других народов крона мирового древа уходит в небесный, верхний мир, корни символизируют нижний, подземный мир, а ствол — это ось земного пространства, где обитает человек. Реальные деревья тоже воспринимались как стержень, соединяющий людей, подземных духов и небесных богов.

Дуб

АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ. ДУБЫ (ФРАГМЕНТ). 1855. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ. ДУБЫ (ФРАГМЕНТ). 1855. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Дуб был главным деревом славян. Он ассоциировался с богом-громовержцем Перуном и считался воплощением мирового древа. Из дуба выпиливали крест на могилу и саму колоду, служившую гробом. Отсюда пошло выражение «дать дуба», то есть умереть.

В славянском фольклоре дуб был мужским деревом, дающим силу, здоровье и плодовитость. В белорусских селах воду после купания новорожденного мальчика выплескивали под дуб, чтобы малыш рос таким же крепким, как дерево. «Протаскиванием через дуб» лечили больных детей: родители должны были трижды передать друг другу ребенка через щель, оставленную на дереве молнией или под выступающими корнями. В Воронежской губернии до XIX века сохранялась традиция трижды объезжать старый дуб после венчания в знак уважения к этому дереву.

Береза

НИКОЛАЙ БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ. МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ СРЕДИ БЕРЕЗ (ФРАГМЕНТ). 1930. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
НИКОЛАЙ БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ. МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ СРЕДИ БЕРЕЗ (ФРАГМЕНТ). 1930. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

Пару дубу составляло женское дерево береза. Одни верили, что на Троицу через березу на землю приходят души покойных родственников, другие — что в дерево навсегда вселяются души умерших девушек. В Центральной России про умирающего говорили: «В березки собирается». Березу чествовали на Семик и Троицу — дни поминовения предков. Этот обряд назывался «завивание березки»: девушки украшали деревце под песни и хороводы, а затем обходили дворы, неся его как почетного гостя.

В северных губерниях ветки березы втыкали в стены бани, где должна была мыться невеста. Парили девушку березовым веником, а топили непременно березовыми дровами: считалось, что это отгоняет от невесты нечистую силу. Освященные в церкви на Троицу ветки березы бережно хранили. Уложенные на чердаке, они защищали от молнии, града и даже грызунов. А хлестание таким веником считалось лучшим средством от ревматизма.

Пшеница

АЛЕКСАНДР СУЛТАН. ПШЕНИЧНОЕ ПОЛЕ (ФРАГМЕНТ). 2016. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
АЛЕКСАНДР СУЛТАН. ПШЕНИЧНОЕ ПОЛЕ (ФРАГМЕНТ). 2016. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

Этот злак на Руси был символом жизни, изобилия и счастья. Выше всего ценились сорта мягкой яровой пшеницы с красным зерном — из нее пекли самый вкусный хлеб. Образ яры связывали с огнем: в рождественский сочельник крестьяне Курской губернии зажигали во дворах костры, приглашая обогреться души умерших родственников. Считалось, что от этого огня и родится ярая пшеница. Пшеничными колосьями застилали рождественский стол, сверху накрывали скатертью и ставили блюда — так призывали в семью богатство.

Пшеницу также засыпали в фундамент строящегося дома, чтобы задобрить домового. Из этого злака варили ритуальные блюда — коливо и кутью. Сегодня кутья известна как рисовая каша, но в Древней Руси риса не знали. Пшеничную кашу подносили душам предков на похороны, Рождество и в другие поминальные дни. Ею же встречали новорожденного, по представлениям предков — только что «прибывшего» с того света. Кутью для крестильного обеда варила повитуха, за что блюдо прозвали «бабкиной кашей».

Верба

ОЛЕГ САУЛОВ. ВЕРБЫ. АПРЕЛЬ (ФРАГМЕНТ). 2004. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
ОЛЕГ САУЛОВ. ВЕРБЫ. АПРЕЛЬ (ФРАГМЕНТ). 2004. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

Верба считалась символом весны, возрождения и цветения. С ней был связан праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Накануне, в Лазареву субботу, молодежь ходила с песнями по домам и символически била хозяев ветками вербы. Освященные на праздничной службе веточки хранили весь год. Ими хлестали домочадцев и скотину для здоровья, бросали на грядки как оберег от града и грозы. Распустившимся почкам вербы приписывали особую целительную силу. Их запекали в булки и печенье, ели сами и скармливали скоту. С помощью вербы «лечились» от трусости. Человек, страдающий излишней робостью, должен был отстоять службу в Вербное воскресенье и принести из церкви освященный колышек вербы, который затем следовало вбить в стену своего дома.

Осина

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ. ОСИНЫ (ФРАГМЕНТ) 2007. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ. ОСИНЫ (ФРАГМЕНТ) 2007. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

В представлении русских осина была нечистым деревом. Люди верили, что ее листья дрожат от страха из-за проклятия Богородицы. А прокляли ее за то, что на ней повесился Иуда, предавший Христа. По другой версии из осины сделали крест, на котором мучили Спасителя.

Это дерево служило для связи с нечистью. Забравшись в лесу на осину, можно было попросить что-нибудь у лешего. Стоя под осиной, наводили порчу. Вбитый осиновый кол, считавшийся в западной демонологии средством от вампиров, в России, наоборот, был верным спутником колдунов. На Русском Севере пастухи делали барабаны из осины. Дерево для этого срубали ночью в особом месте, при свете костра из осиновых веток. С помощью такого магического барабана пастух скреплял договор с лешим, чтобы лесные звери не таскали скотину, а коровы — не терялись в лесу.

Автор: Екатерина Гудкова