Найти тему
Об этом не говорят

Лавров в Иране: много слов о мегапроекте "Север-Юг", мало об ЕАЭС

Глава российского Министерства иностранных дел Сергей Лавров продолжает свои рабочие поездки по иностранным государствам, в рамках которых, судя по всему, проводит "сверку" часов с государствами Африки и Азии о будущем мироустройстве. В первую очередь были Индия и Пакистан, потом Египет. А теперь Иран.

При этом поездка главы российской дипломатии в Иран была особенно интересна по причине недавнего заявления главы иранского парламента о том, что его страна начинает работу над полноценным вступлением в ЕАЭС.

И что было сказано в рамках выступления Сергея Викторовича Лаврова и его иранского коллеги Мохаммада Джавада Зарифа? С точки зрения углубления экономического сотрудничества не так уж и много:

Отдельно говорили о развитии взаимодействия между Евразийским экономическим союзом и Ираном. В декабре прошлого года было принято решение начать переговоры о заключении постоянного соглашения о свободной торговле взамен временного, подписанного в 2018 г. и сейчас успешно применяемого. Сошлись во мнении, что полноценная либерализация торговли будет способствовать дальнейшему наращиванию взаимного оборота.

Чуть ранее в рамках интервью иранскому официальному информационному агентству ИРНА Сергей Викторович сказал чуть больше:

Вопрос: Иран и Россия имеют особое положение и стратегию в регионе, особенно в вопросе развития коридора «Север – Юг». Какие шаги две страны должны осуществлять для этого проекта, и какие могут быть препятствия на этом пути? Как этот проект будет влиять на транспортировку грузов на уровне региона и мира?
.В.Лавров: Устойчивый рост торгово-экономического сотрудничества во многом зависит от развитых логистических связей. Положительным примером многосторонней кооперации является международный транспортный коридор «Север-Юг». Это – ключевой инфраструктурный проект в регионе, способствующий наращиванию взаимовыгодного взаимодействия между многими государствами.
Ведущая роль в реализации данной инициативы принадлежит нашим странам, так как именно по их территории проходит большая часть наземного маршрута. Особое значение в этой связи имеет создание современной дорожно-транспортной инфраструктуры.<...>Знаем, что в Тегеране также уделяют повышенное внимание данному вопросу. Рассчитываем, что иранским партнерам удастся успешно завершить строительство подходов к порту Каспиан (СЭЗ «Энзели»), а также железной дороги в Азербайджан. <...>
Задаче успешного функционирования этого маршрута отвечает и развитие сотрудничества между Ираном и Евразийским экономическим союзом. Оно было формализовано в 2018 г. путем подписания Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли (вступило в силу в октябре 2019 г.). 11 декабря 2020 г. принято решение о запуске переговоров по заключению постоянного соглашения о зоне свободной торговли. Со своей стороны продолжим оказывать этой работе всемерное содействие.
Рассчитываем, что в перспективе МТК «Север-Юг» станет основой для создания единого «бесшовного» транспортно-логистического и экономического пространства от южных берегов Ирана до северных городов России. <...>

Как видно, тему сотрудничества Ирана и ЕАЭС прошли фактически "вскользь" и большая часть времени была уделена - с точки зрения экономики - транспортному коридору "Север-Юг".

Уж не выторговал себе Иран заявлением об ЕАЭС какие-нибудь преференции в мегасделке с Китаем? Вполне может быть. Будем дальше наблюдать за развитием ситуации.

В любом случае ситуация складывается так, что нашей стране выгоден, что транспортный коридор, что Иран в ЕАЭС. Первое даже выгодней.

Об этом не говорят