Честно говоря, о группе Space я сначала писать не хотел, поскольку мне казалось что история ее успеха и так изложена уже тысячу раз, и переписывать ее в тысяча первый нет никакого смысла. Однако, летопись есть летопись, и странно было бы в цикле, посвященном французской диско - музыке не написать о самой известной и любимой в нашей стране группе, тем более, что успех у нее действительно был международный. К тому же при раскопках как всегда нашлось немало любопытного, чем я, конечно с удовольствием поделюсь.
Несмотря на то, что проект Space все время именовался у нас "группой", ассоциировался он всегда только с одним человеком - с Дидье Маруани (Didier Marouani). Волей судеб, именно его пустили в СССР сквозь опущенный железный занавес, и в начале 80-х советские люди только благодаря Дидье узнали, что это такое - современное музыкальное шоу: с тоннами аппаратуры, светом, лазерами и мазерами. Естественно, после такого, Дидье стал нам как родной. И хотя его музыкальная карьера со второй половины 80-х покатилась под горку, он пользовался неизменной любовью россиян и украинцев, и одно время по моему, даже перестал отсюда уезжать. А уж его разборки с Филиппом Бедросовичем с забиванием стрелок и ОМОНом и вовсе закрепили за ним статус настоящего российского исполнителя.
"...Звёздный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц..."
Однако вернемся в прошлое и посмотрим, как двигался к своему успеху "Маленький Принц Синтезатора, как часто его именовали журналисты.
Маленьким Принцем его конечно называли за романтическую внешность, однако это прозвище еще и очень точно описывало его статус в неформальной табели о рангах французской эстрады, потому что фамилия "Маруани" для французов такая же говорящая, как и для нас, допустим, "Михалков".
Клан Маруани был одним из самых влиятельных в французской музыке начиная ещё с 30-х годов прошлого века. Это были импрессарио, музыкальные менеджеры и продюсеры. Говоря о практически о любой французской звезде 30-70-х годов, от Эдит Пиаф до Джо Дасена, мы увидим рядом кого нибудь из членов этого клана, а то нескольких. Жаку Брелю приписывается шутка: "Когда мне хочется заснуть, я начинаю считать Маруани". Феликс Маруани, Жильбер, Шарль, Эдди: каждый из них был первостатейной акулой французского музыкального бизнеса.
Кстати, фамилия Маруани не итальянского происхождения, как могло бы показаться. Клан Маруани - это перебравшиеся во Францию тунисские евреи(второе имя Дидье - Давид). По семейной легенде, его дед был дегустатором оливкового масла.
Отец Маленького Принца - Морис Маруани, насколько я понял, прямого отношения музыкальному бизнесу не имел, хотя был довольно состоятельным человеком. Однако, для того, чтобы перед молодым человеком открылись двери, закрытые для других, достаточно было иметь таких дядюшек как Жильбер и Шарли.
Надо сказать, что за это родство Дидье регулярно прилетало от журналистов, так в частности в одном из музыкальных журналов о дебюте юного Маруани написали приблизительно следующее "Наконец то один из Маруани оказался по другую сторону баррикад".
Во время своей учебы в Парижской консерватории, Дидье знакомится с одним из культовых французских интеллектуалов левацких убеждений, поэтом Этьеном Рода-Жилем. Он был старше Дидье на 12 лет, и сам Маруани позже говорил, что в лице Этьена он обрел в то время старшего брата.
Рода-Жиль убеждает друга начать карьеру певца, и дарит ему для песен десяток текстов.
Молодое дарование "чудесным" образом выигрывает поездку на музыкальный конкурс в Японию, где выступает такими звездами, как Оливия Ньютон и даже завоевывает там какой-то приз. Учитывая, что преклонение японцев перед иностранными исполнителями в те времена было почище советского, то ему немедленно предложили записать несколько песен на японском, так что первый диск Дидье вышел именно в Японии с песнями на двух языках.
Благодаря семейным связям, Дидье начинает выступать на разогреве у французских звёзд первой величины: Джонни Халлидея, Клода Франсуа и Джо Дасена, при этом активно мелькая, в телевизоре.
Я думаю, фанаты Дидье Маруани со мной не согласятся, но в этот период своей музыкальной карьеры он, как певец не представлял из себя ничего выдающегося: вокальные данные его были более чем скромными, музыка - среднестатистический французский эстрадный шансон, из того разряда, который интересен только самим французам.
Отсутствие великих художественных достоинств молодой певец компенсировал своей ангельской внешностью, которая разила наповал дам среднего возраста, и довольно экстравагантными поступкам, подчеркивающими, что Дидье - непростой парень, и многое может себе позволить.
Вот, например что писал о нём музыкальный журнал Hit Magazine в 1974 году:
"Молодой дебютант только что совершил очень заметный… и очень дорогой прорыв в песне. Речь идёт о Дидье Маруани. Он не только начинает свою карьеру с пластинки (довольно редкое явление)(имеется ввиду, что певец сразу выпустил диск-гигант, миновав стадию сорокопяток, с которых во Франции принято было начинать. Прим.Автора), но он также выбрал самую дорогую обложку в мире. Если вы купили альбом Дидье Маруани, то посмотрите на фотографию внутри конверта и вы увидите певца за своим фортепиано перед небольшим облаком. И чтобы сделать это единственное фото, Дидье арендовал в Париже пианино и позаботился о его транспортировке на вершину Везувия – знаменитого вулкана. Это говорит о том, чтобы вы не думали, что это фото – всего лишь каприз звезды, но Дидье таким образом просто хотел проиллюстрировать основное название своего альбома : «Если бы ты действительно меня любила», в котором говорится о Помпеях – городе, погребённом в результате извержения Везувия почти 19 веков назад"
Или вот еще, статья 1977 года, накануне создания Space:
"ВНИМАНИЕ! Читая эту статью, вы, возможно, примете Дидье Маруани за сумасшедшего... и вы будете не правы. Поскольку то, что он нам рассказал и что мы вам поведаем здесь — абсолютно серьёзно и доказано учёными со всего мира. Дидье Маруани содержит у себя в квартире, которая располагается в центре города в районе Les Halles, невероятную коллекцию растений, и он уверяет нас, что он разговаривает с ними, как с людьми... и что они ему отвечают!
- Я знаю, - говорит он - что растения любят музыку и у меня есть тому доказательство. Все те растения, которые у меня есть, направляют свои стебли в направлении фортепиано, где я создаю свои песни."
Такой вот золотой мальчик, немного не от мира сего. Как его нарочито буржуазный образ жизни и имидж сочетались с крайними левыми убеждениями, одному богу известно: например уже после первых успехов Space , в 1978 году Дидье написал песни к музыкальной программе, посвященной студенческим волнениям конца 60-х , в котором также приняли участие певцы из левой тусовки.
В общем, ничего, абсолютно ничего не предвещало того зигзага, который выпишет музыкальная карьера Дидье Маруани в самое ближайшее время.
Какая волшебная муха укусила Дидье Маруани.
Камешком, вызвавшим лавину, была сочинённая Дидье Маруани мелодия для телепередачи, посвященной астрологии, которую вела знойная Элизабет Тесье - магистр социологии, бывшая модель и актриса эротических фильмов, которая при этом ещё увлекалась астрологией и в этом качестве даже консультировала впоследствии Президента Франции Франсуа Миттерана.
В одном из интервью Маруани разговорился сверх обычного, и намекнул, что заказ на мелодию для передачи со стороны Элизабет был просто поводом для более тесного знакомства с молодым красавчиком-певцом. Неизвестно, достигла ли своего мадам Тесье, однако мелодию Маруани все таки написал, но в передачу она по каким-то причинам не попала. По словам Дидье, промо было сделано им на свежекупленном синтезаторе ARP Odissey, и получилось таким удачным, что его жалко было выбрасывать (кстати композицию удалось пристроить в другую пограмму, посвященную НЛО). Певец обратился к менеджерами своего лейбла Polydor с предложением издать сингл, но неожиданно натолкнулся на категорический отказ: композицию сочли неперспективной.
Менеджер и продюсер певца Жан-Филлип Илиеско помог Маруани решить неожиданно возникшую проблему и договорился с лейблом Vogue о выпуске сингла. Проект решили назвать Space, поскольку синтезаторные звуки навевали ассоциации с освоением космоса, футурологией и научной фантастикой.
Музыкальные лейблы порой бывают не менее ревнивы, чем супруги, и не позволяют своим исполнителям ходить налево. Так и Дидье за шашни с другой компанией ожидала предусмотренная контрактом неустойка от Polydor. Проблема была решена тем, что свое имя Маруани скрыл за псевдонимом Экама, а лицо - под шлемом стилизованного космического скафандра, который стал его сценическим костюмом на год с небольшим, пока не истек контракт.
"Пирожок" был испечен в аккурат к ежегодной европейской медиавыставке MIDEM, на которой произвел большое впечатление на околомузыкальную общественность и на него посыпались заказы. Поймав волну, Илиеско и Маруани стремглав бросились записывать полный альбом, который был готов в рекордно короткие сроки(на его запись было потрачено не больше недели).
Интересно, что несмотря на то, что на композицию "Magic Fly" был снят клип, где играет группа в полосатых купальниках в космических одеждах, никакой группы на самом деле еще не было: весь альбом Magic Fly делался силами привлечённых музыкантов :
Ролана Романелли (Roland Romanelli) - еще одного французского пионера и энтузиаста электронной музыки, сессионного барабанщика Пьера-Алена Даана (Pierre-Alain Dahan) (постоянного участника диско проекта Voyage) и британской певицы Мэдлин Белл (Madeline Bell) которая исполнила единственную на альбоме песню "Carry On, Turn Me On"
Как-то так получилось, что этот сделанный второпях и едва ли не на коленке альбом, стал самым удачным в истории группы и его успех впоследствии не удалось превзойти ни самой группе Space, ни другим проектам Маруани. В некоторых англоязычных изданиях группа вообще фигурирует как one hit wonder, хотя мы то с вами знаем, что это не так.
Если почитать многочисленные интервью самого Дидье об этом альбоме, то создается впечатление о каком невероятном прорыве, едва ли не о новой странице в мировой музыке. Везде упоминаются какие-то первые места, вершины хит-парадов и прочие сияющие высоты. На самом деле, альбом конечно был весьма успешен, но не настолько как это может показаться со слов Маруани: во Франции он продался в количестве около полу-миллиона, что было весьма неплохо, но это был отнюдь не лучший результат среди французских исполнителей (хотя альбом опередил "Oxygen" извечного конкурента Жана-Мишеля Жарра). Самым большим мировым успехом композиции "Magic Fly" стало второе место британского чарта, а в США выстрелила только песня "Carry On, Turn Me On", которая добралась до 5 места танцевального чарта "Billboard".
Продолжение следует...
Часть 8: Space-волшебный полет продолжается. Что происходило за кулисами проекта
Также можно почитать предыдущие статьи цикла :