ЕГЭ с позиции школьницы, студентки, преподавателя, учителя. Немного историй из прошлого и мыслей о будущем.
Здравствуйте, друзья! ЕГЭ с самого своего начала был источников споров, дискуссий, баталий, и мало кого оставляет равнодушным эта тема. Сегодня решила поделиться с вами историей своих взаимоотношений с ЕГЭ, буду рада вашим конструктивным комментариям на эту тему. Буду писать в хронологическом порядке, начиная с выпускного класса.
Школа. Выпускные экзамены.
В 2000 году я окончила школу №1 города Ухты Республики Коми. ЕГЭ в те годы ещё не было, но был его предшественник - Всероссийское тестирование. Тестирование проводили в школах преподаватели вузов и наблюдатели из Министерства, проверялось централизовано компьютером. По структуре тест был похож на ЕГЭ, и вузы по своему усмотрению могли принимать результаты тестирования в качестве вступительных экзаменов. При этом вступительные экзамены и выпускные экзамены в школе не отменялись, тестирование было добровольным. Я сдавала физику и математику двух уровней сложности.
В те годы для поступления в вузы были сильно значимы школьные медали, в особенности золотые. И постоянно гремели скандалы о "дутых" медалистах, как в прессе, так и в устных разговорах - кто кому какую взятку дал за медаль, рассказывали, что претендентов на медаль учителя оставляли после экзамена и заставляли переписывать сочинения... Валерия Гай Германика в сериале "Школа" в красках показала, как амбициозная мама отличницы всеми правдами и неправдами добивается медали для дочки.
В нашей школе такого не было. Директор школы была принципиальным человеком, и на такое никогда бы не пошла. Сочинения претендентов на золотую медаль, в их числе и моё, были сразу отправлены в Сыктывкар, столицу республики, на проверку в Республиканское Управление образования. Сочинения претендентов на серебряную медаль проверяло Управление образования Ухты. Мне поставили 4, и я получила серебряную медаль вместо золотой, а моему однокласснику, который шёл на серебряную, поставили 3, и он остался без медали. Пятерку за сочинение получила девочка - призёр республиканской олимпиады по литературе. В результате лучшая школа Ухты по показателю "количество медалистов" плелась где-то в хвосте среди школ города. Директор стремилась не к дутым показателям, а к качеству образования и творческой атмосфере в школе, ее уважали и ученики, и родители, и администрация города. К нам приезжали преподаватели из Москвы и Петербурга, проводили выездные экзамены. По результатам этих экзаменов я поступила в МГУ, а мой одноклассник, лишённый медали - в Питерский Политех.
Итак, поехала я на поезде в Москву, на физфак МГУ. Одна "бабка", узнав, что я медалистка, стала спрашивать: "Сколько заплатили? Кому платили? Сколько раз сочинение переписывала?" Вот такой был уровень представлений простых людей о коррупции в школе! Поэтому, когда потом стали говорить о коррупции на ЕГЭ, это меня не удивляло. Как я радовалась, что у меня медаль серебряная, и не приходится отбиваться от ложных обвинений!
Студенческие годы. Репетиторство.
В студенческие годы, как и многие студенты, подрабатывала репетиторством - готовила школьников к поступлению в разные вузы. До появления ЕГЭ родители нанимали репетиторов для подготовки в конкретный вуз. Физика одна, но в каждом вузе были свои акценты, свои любимые темы, свои фишки решения задач. Перед первым занятием с учеником я ехала в выбранный вуз и покупала в местном магазине "Сборник задач для поступающих", смотрела-анализировала, и мы занимались по этому сборнику. А если ученик вдруг передумал, приходилось всё начинать заново. С появлением ЕГЭ заниматься репетиторством стало значительно проще - покупаешь одну книжку с вариантами на всех, и можно построить программу обучения и на год, и на полгода, и на пару месяцев, и достаточно легко подстроить методику под уровень конкретного ученика.
Что касается заданий ЕГЭ, к ним у меня нареканий не было, спокойно решала, объясняла. Знаешь физику - задание решишь. Насколько я слышала, в гуманитарных предметах были трудности, неоднозначности формулировок, по сети распространялись примеры глупых заданий, устаревшей информации. С физикой повезло в этом плане.
Работа в вузе. Пост-ЕГЭ и наблюдатели.
После окончания университета и защиты кандидатской диссертации я устроилась на работу в один из московских вузов. Преподавала физику у студентов 1-2 курсов. По распоряжению руководства университета, преподаватели проводили мониторинг остаточных знаний первокурсников. Студентам на первом семинаре или практикуме по физике выдавали небольшой тест с простыми вопросами. Проверяли тест и смотрели корреляцию с результатами ЕГЭ. Информация доводилась до сведения ректора, особенно о тех студентах, у кого явно наблюдались несоответствия - 100 баллов по ЕГЭ и ноль по результатам тестов.
Однажды меня от университета отправили общественным наблюдателем на ЕГЭ. На пункте проведения экзамена тишина, порядок, все следят, дети рассажены редко, индивидуальные конверты вскрывают, куча преподавателей и учителей - мышь не проскочит!
Я поразилась, вспомнила, как в свое время проходила Всероссийское тестирование. На аудиторию два преподавателя, сидят и в ус не дуют, я решила свой вариант, помогла соседям слева, справа, спереди и сзади. Мобильников и наушников в ту пору ещё не было, все писали шпаргалки. Не скажу, чтобы свободно было шпаргалить, но особо искусные - могли.
Работа учителем. Дежурство на ЕГЭ.
После рождения ребёнка и выхода из декрета я два года проработала в школе и один раз поработала дежурным на ЕГЭ. Мне повезло, досталась самая простая работа - дежурный вне аудитории.
В зимнее или весеннее время все учителя проходят подготовку к ЕГЭ - учат нормативные акты, порядок проведения, обязанности, функции всех участников процесса. Большой объем информации подается как в виде презентаций, так и в виде очных занятий (их обычно 2-3 штуки), и заканчивается экзаменом в виде теста, в котором есть порог прохождения. Все учителя проходят через это, независимо от того, были ли раньше на ЕГЭ и сколько раз. В первый год работы мне понравилось обучение, было интересно, тест прошла за 15 минут с первого раза. Во второй год учительница рассказывала не так содержательно, но я уже помнила ранее полученную информацию и тест прошла.
Я поразилась, какую огромную работу выполняет руководитель ЕГЭ по школе, и при этом несёт колоссальную ответственность. Руководительница, под началом которой я работала, перемещалась по школе со скоростью света, мгновенно принимала решения, при этом могла ещё улыбаться, быть вежливой и приветливой. Ей надо было быть в школе с 6-30 утра, остальным - с 8 (при этом экзамен начинается в 10). Мобильный телефон был только у неё и только в штабе - специальном классе, все остальные сотрудники оставляли сумки с телефонами в гардеробе. Принять конверты с заданиями, проинструктировать учителей, распределить учителей по аудиториям, выдать всем бумаги, организовать приём и разведение школьников... и это только малая часть работы, которую было видно мне с моей небольшой позиции.
Я была дежурным вне аудитории. К каждому кабинету, где пишут школьники, прикреплено по два дежурных. В самой аудитории - два экзаменатора. Если одному из них понадобилось выйти, на его место заступает внеаудиторный дежурный. Также внеаудиторный дежурный провожает школьников в туалет (не заходя, разумеется, в кабинки, только до двери комнаты), показывает, где кулер с водой, а когда школьник заканчивает, провожает его до выхода.
После того, как школьники закончили экзамен, работа учителей не заканчивается - надо всё пересчитать, запаковать в конверты, подписать протоколы. Вынести незаклеенный конверт с заданием из аудитории нельзя.
Бурную дискуссию вызывала в свое время "возможность" списывать при выходе в туалет. Мы, как дежурные, проверяли кабинки на предмет посторонних предметов после выхода каждого участника. А если школьник задерживается надолго, то спрашивали снаружи, все ли в порядке, не нужна ли медицинская помощь.
Во время проведения экзамена школьники и учителя могут пить - в коридоре стоят кулеры с водой и стаканчики. Мы, как дежурные, следили, чтобы был запас чистых стаканчиков. Поесть, к сожалению, никак. Почитать книжку в свободное время дежурные не могут. Никаких вещей с собой у дежурных нет, сумки оставляют в гардеробе. У школьников с собой только чёрная гелевая ручка и паспорт. Если нет ручки или ручка кончилась, не беда - в аудитории есть запасные.
В целом, от ЕГЭ у меня ощущение, что это огромная машина, сложно организованная. Это система бесчеловечная, но и объективная. Я побывала в ней одним из винтиков, и у этого винтика четко прочерченная траектория, с которой не денешься никуда, у штатных и нештатных ситуаций порядок прописан. Слава богу, на моём опыте обошлось без сбоев.
Заключение
Большой текст получился. Относиться к ЕГЭ можно по-разному, думаю, у каждого читателя есть свой опыт и свои мысли на этот счет. Моя история взаимоотношений с ЕГЭ не закончена - предстоит быть ещё мамой школьника, сдающего ЕГЭ, и учить школьников, и дежурить на экзаменах. Надеюсь, эта система не сломает меня и сына - маленькие винтики - и в свободное время мы будем крутиться, куда хотим.
Желаю вам, уважаемые читатели, удачи в отношениях с этой огромной системой, меньше стрессов, не потерять свои знания и человечность!