Чукчи очень часто всплывали в комментариях к моим постам про индейцев. Многие авторы считают их или похожими или родственными народами.
Ничего не могу по этому поводу сказать, так как с предметом не знакома - вот и решила сама его поближе рассмотреть и с вами увиденным поделиться.
Чукчи сегодня - это, как я понимаю, довольно малочисленный народ, который живет на огромных, и в целом - совершенно не пригодных для жизни территориях. В отличии от других небольших народов, чукчи известны всем - как герои многочисленных анекдотов. Если суммировать их образ по этим самым анекдотам - можно увидеть, что речь идет о людях доверчивых, простодушных и мало знакомых с благами современной цивилизации. Я, честно говоря, вообще не представляю какой образ жизни они ведут в настоящее время, но, думаю, что их традиционный быт должен был неплохо сохраниться, иначе сложно объяснить, каким образом они вообще стали героями целого направления фольклора.
Чукчи разделяются на 2 типа - те, которые живут на побережье, и промышляют охотой на морского зверя, и те, которые живут в глубине континента, и занимаются оленеводством. Это очень древний народ. Наверное, один из самых древних из существующих сегодня. Народ, который в совершенстве овладел искусством жизни в крайне сложных климатических условиях. Их быт, который сохранялся еще, по крайней мере в 19 - начале 20 вв, был таким же, каким жили их предки и 2 и 4 и 6 тысяч лет назад. Это быт людей, идеально вписавшихся в окружающую их дикую и очень суровую природу.
С русскими чукчи столкнулись впервые в 17 веке. В 1642 году. И первым русским, который их увидел, был боярский сын Иван Родионович Ерастов (Вельков) (до 1617 — после 1677 гг.).
Несколько несправедливо, что мы знаем имена иностранных первооткрывателей и землепроходцев, но совершенно не помним своих. Меж тем в 17 веке шла активная деятельность русских казаков и служилых людей в сторону исследования и освоения огромных территорий Сибири, Севера и Дальнего Востока. Это была грандиозная эпопея, которая сопровождалась кровавыми войнами, хитрой дипломатией, и, в итоге, успешным приобретением для государевой казны новых, бескрайних, территорий.
Именно разведкой новых землиц и занимался Иван Радионович со своим отрядом, в ходе чего встретился с неведомым доселе народом, каким были чукчи - оленеводы. Интересы Ерастова, впрочем, были далеки от научных - его интересовала пушнина, а так же сбор ясака с местных жителей.
Но вот коллега Ерастова - выходец из поморов Михаил Васильевич Стадухин (ум. 1666г.), буквально уже через пару лет составил первое подробное описание чукчей. Стадухина деликатно называют исследователем. Но его исследования, это не научные работы - а скрупулезные разведывательные отчеты человека, главная цель которого была ровно такой же, как у Ерастова, и Дежнева, которого они оба прекрасно знали - поиск новых источников ясака и пушнины.
Жизнь участников всех этих многочисленных сибирских экспедиций была полна постоянных опасностей. Пушнины вокруг было очень много, но чтобы ее получить, надо было обложить данью главных добытчиков - местные народы. А процесс этот был чреват недопониманием и ожесточенным сопротивлением. Так что героизм был повседневностью тех, кто методично и упорно, шаг за шагом, не отступая, расширял границы Русского царства. Романтики и приключений здесь между прочим, было ничуть не меньше чем где - нибудь в Африке или Америке... Крови, кстати, тоже было пролито достаточно.
В частности, с чукчами отношения сложились далеко не сразу. С середины 17 до конца 18 века эти отношения носили откровенно враждебный характер. Настоящую войну с чукчами вел Дмитрий Иванович Павлуцкий (? — 1747 гг.), драгунский майор, глава камчатских казаков и якутский воевода, который в ходе многочисленных походов и сражений с большой жестокостью "побил до смерти" значительное количество чукч. Те в долгу не остались. Там, где могли - участвовали в масштабных сражениях, где не могли - вели партизанскую войну. Сам Павлуцкий был убит в одном из сражений с чукчами, и не он один из русских атаманов сложил голову в бою с этим народом.
Ситуация изменилась при Екатерине 2, которая приказала любыми средствами сделать чукчей российскими поданными. Военные методы, как показала уже накопленная к тому времени история, здесь были бессильны. Тогда пошли другим путем - с помощью всяческого умасливания уважаемых глав чукотских родов. В итоге в 1778 году чукчи согласились принять российское подданство. Но - на своих условиях. И условия эти ставили их в более привилегированное положение, по сравнению с соседними народами, принявшими подданство меньшей кровью и намного раньше. Чукчи сохранили свой уклад жизни и свое самоуправление, а так же платили ясак... по желанию.
Вплоть до конца 19 века они сохранили свое особенное положение, и относились в Российской империи, вполне официально, к народу "не вполне покоренному". А вы тут анекдоты рассказываете...
Такой необычный народ вполне заслуженно привлекал внимание исследователей.
Здесь выделю несколько ярких личностей, которые занимались изучением чукчей.
И первым в этом списке будет Владимир Германович Богораз ( 1865 - 1936 гг.)
Владимир Германович был потомков купцов и раввинов, и при рождении звался Натаном Менделевичем.
Это была яркая, талантливая, и многогранная личность. Он имел склонность к математике и точным наукам, писал стихи, позже стал замечательным прозаиком, но прославился - как ученый - этнограф и лингвист. И изучал он, в частности, чукчей.
Но как потомок раввина смог в принципе с ними встретиться?
Очень просто. Как многие молодые люди своего времени, он увлекся революционными идеями, и вступил в ряды народовольцев. Кстати, в это время он крестился, и сменил имя - чтобы его происхождение не мешало революционной деятельности. Был арестован и отправлен отбывать ссылку в Якутию. Там, на месте, осмотревшись, он нашел много для себя интересного в лице местных народов, и с удовольствием начал изучать их язык, быт и обычаи. Получалось это у него так отлично, что в 1894 году Императорская Академия Наук включила его в состав своей экспедиции, которая изучала, в том числе и жизнь чукчей.
Справедливости ради следует сказать, что в составе экспедиции была целая толпа сосланных революционеров, которые в ссылке серьезно увлеклись этнографией и потом составили цвет российской этнографической науки. Но они больше внимания уделяли другим народам Севера. Богораз же три года кочевал с чукчами, выучил их язык, в деталях познакомился с их обычаями, и начал писать о них не только научные отчеты, но и художественные рассказы.
В итоге, очень довольная его делами Академия Наук посодействовала его возвращению в Петербург. Он принял участие еще в одной экспедиции - международной, имени Джезупа, имевшей целью установить связь народов Азии и Америки по так называемому «мосту» народов. Пробыв в ней полтора года он вернулся было в столицу, но тут же был арестован и сослан.
В итоге Богораз уезжает в США, и там принимает участие уже в американской экспедиции, которая изучала народы российского Севера и дальнего Востока. Здесь он опять собирает много материала о чукчах, и, вернувшись, выпускает огромную монографию, которая так и называется: Чукчи.
Далее он прибыл в Россию, и уже в советское время успешно занимался разного рода научной деятельностью. В частности, составил грамматику чукотского языка, словарь чукотского языка, собрал и опубликовал большое количество чукотского фольклорного наследия. Он занимался, кстати, не только чукчами, но они были его главной любовью. Его не расстреляли - он умер сам, от естественных причин.
Вторым исследователем, которая занималась чукчами уже в советское время была Варвара Григорьевна Кузнецова (1912 - 1977 гг.).
Исследователей было, естественно, намного больше - но я упоминаю тех, которые лично мне показались наиболее интересными.
Так вот, Варвара Григорьевна, будучи историком по образованию и этнографом по роду деятельности, приняла участие в экспедиции на Чукотку, подготовленную Академией наук. Эта экспедиция логически продолжала исследования Джезуповской экспедиции, в которой участвовал Богораз.
Так же как и он когда - то, Варвара Григорьевна три года провела кочуя с чукчами. Хотя она и числилась в составе большой экспедиции, по сути, она находилась в самостоятельном путешествии, в ходе которого сделала много ценных записей и фотографий. Жизнь в семье чукчей была для нее очень тяжелой. Дело в том, что она ничего не умела, не знала их языка, и была обременена большим багажом. В итоге - отношение к ней со стороны чукчей было не особенно доброжелательное. Если она болела - ее просто не кормили, если семья кочевала - ее не приглашали на нарты - и она шла километры по снегу пешком, ее считали колдуньей, ей плевали в лицо и уничтожали ее записи, даже били... Все три года она постоянно голодала, и это помимо того, что питаться приходилось традиционной, весьма специфической пищей чукчей. В итоге, она вернулась в Ленинград с богатым материалом и полностью подорванным здоровьем. Успела защитить диссертацию, а потом... сошла с ума. В 1956 году ее уволили из за постоянных больничных, и до конца жизни ничем, кроме собственного здоровья у нее не было сил заниматься.
Тем не менее ее бесценные фотографии и дневники хранятся в Музее антропологии и еще ждут своего исследователя.
Для иллюстрации темы я заимствовала фотографии из архива Кузнецовой. Судя по ним - еще в середине 20 века в тундре чукчи вели вполне традиционный образ жизни. Та самая близость к природе, которая очень удобно воспевается лежа на диване в комфортной городской среде...
Во второй части я расскажу какими увидели исследователи этот народ изнутри - и чем он отличается от других северных народов.
Продолжение:
Портреты чукчей. Часть 2. Фантастические способности в фантастических условиях...