Из-за накала эмоций и страстей вокруг женского вопроса в некоторых обществах бывает трудно придерживаться библейской точки зрения на роль женщины. Хотя женщины и названы “немощнейшим сосудом” (1 Пет. 3:7) в том смысле, что у них нет грубой мужской силы, мы нигде не прочтем, что они в чем-то хуже мужчин. Петр написал эти слова не для того, чтобы унизить женщин, а чтобы защитить их. Он призывал мужей быть внимательными к женам, не обижать их и не использовать свое физическое преимущество над ними.
РАЗЛИЧИЯ
Не культура делает женщин “немощнейшими” сосудами. Это физиологическое различие, которое установил Бог, когда сотворил Адама и Еву. Бог запланировал различные роли для мужчин и женщин и поэтому сотворил их с различиями, которые помогли бы им осуществлять предназначенные им роли. Общество может пытаться изменить эти роли, однако вследствие самой физиологии мужчин и женщин некоторые роли предназначены исключительно для мужчин, а некоторые - для женщин. Одни задачи удобнее всего выполнять мужчинам, другие - женщинам, а третьи могут с равным успехом решать как мужчины, так и женщины. Бог создал мужчин и женщин разными для того, чтобы у них были разные функции и чтобы они могли исполнять соответствующие им роли.
Положение и различия не обязательно указывают на превосходство или униженность. Граждане, подчиняющиеся правительственным чиновникам (Рим. 13:1-5; 1 Пет. 2:13), рабы, покорные своим господам (Тит. 2:9), члены церкви, повинующиеся своим руководителям (Евр. 13:17), и дети, слушающиеся своих родителей (Еф. 6:1), могут быть способней и умней тех, кто стоит над ними. Схожесть в одном и отличие в другом - вот позиция Библии, касающаяся человеческих взаимоотношений.
Подчинение может быть более трудным, чем повелевание, потому что тому, кто подчиняется, может потребоваться большее самообладание, чем тому, кто повелевает. Покорность требует умения владеть своей волей, чтобы по собственной воле покориться тому, кто может оказаться менее способным, сообразительным, умным и талантливым.
ВСЕ ЕДИНЫ ВО ХРИСТЕ
Тот, кто утверждает, что женщины как члены тела Христова не обязаны подчиняться мужчинам, ищут поддержку в Гал. 3:28: “Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе”. Некоторые толкуют это таким образом, что у всех христиан одинаковые духовные роли.
Не у всех христиан были одинаковые духовные дары, потому что они раздавались каждому в отдельности по воле Духа (1 Кор. 12:11). Павел говорит, что все крестятся в одно тело, “иудеи, или эллины, рабы или свободные” (1 Кор. 12:13). Затем он иллюстрирует эту мысль на примере человеческого тела. У тела много членов, и все они выполняют много разных функций; точно так же и в теле Христовом (1 Кор. 12:15-22). Павел вопрошает: “Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?” (1 Кор. 12:29). Быть едиными во Христе не означает иметь одни обязанности и полномочия.
Апостолы сохраняли за собой власть в церкви (1 Фес. 2:7), хотя все христиане едины. Единство не означало, что все в церкви имели равную с апостолами власть. Сохранялась власть господина над рабом (Тит. 2:9), хоть оба и были в Господе. И мужчины, и женщины должны были повиноваться своим наставникам (Евр. 13:17). Жены должны были повиноваться своим мужьям (Еф. 5:24), а все женщины - быть покорными руководителям общин (1 Тим. 2:11). Единство во Христе не означает, что у всех одинаковое положение.
Представьте себе внутреннюю борьбу господина, не подходившего на роль старейшины, если от него требовалось повиноваться своему рабу, который, поскольку отвечал всем требованиям, стал старейшиной. Ключом к таким взаимоотношениям стало бы добровольное повиновение со стороны господина. Это, безусловно, потребовало бы более сильного характера со стороны господина, чем когда бы их недуховные отношения были иными. Некоторые женщины сталкиваются с подобной же трудностью из-за того, что у них выше способности, чем у тех, кому они должны повиноваться. Они могут проявить свое величие и уважение к Божьей воле своим кротким повиновением. Все христиане, как женщины, так и мужчины, должны принимать Божий порядок.
Те, кто стремится передать женщинам руководящие роли, должны понимать, что если женщине дается власть, то кто-то должен ей повиноваться. Кто же? Только дети? Одни лишь женщины, но не мужчины? Если некоторым женщинам дать власть, то другие все равно будут в подчинении. Все не могут быть начальниками. Никакой коллектив не достигнет успеха, если в нем не будет ответственных за работу и тех, кто бы подчинялся им как руководителям (Евр. 13:17). Хотя все мы одно во Христе, все мы не можем иметь одни и те же роли. Павел развенчал представление о том, что быть едиными - значит всем иметь одну роль или один статус во Христе (1 Кор. 12:4-31; см. Рим. 12:68; Еф. 4:11-13).
О чем говорит Павел в Гал. 3:28? Просто о том, что все крестившиеся во Христа становятся Божьими чадами и входят в одно тело. Крещение не делает одного членом иудейской церкви, а другого - языческой; одного членом церкви рабов, а другого - церкви свободных; одного членом мужской церкви, а другого - женской. Крещение всех нас делает “одним” - членами одного тела (Гал. 3:27; Рим. 12:4, 5; Кол. 3:11).
Во Христе признаки нашего различия сохраняются; мужчины и женщины так и остаются мужчинами и женщинами; раб и господин остаются рабом и господином; иудеи и язычники - по-прежнему иудеи и язычники. И хотя мы должны жить с этими различиями, Бог одинаково любит всех тех, кто во Христе; Он беспристрастен в Своей любви (Рим. 2:6-11). Как хороший родитель может одинаково любить всех детей, но распределяет им разные обязанности, так и Бог обращается с теми, кто принадлежит Его духовной семье. Тот факт, что все мы едины во Христе, не означает, что изменились наши способности или поменялись наши роли. Пребывание во Христе означает, что все мы воспринимаемся как Божьи дети, что все мы связаны воедино, можем иметь единство несмотря на разное положение и можем иметь одинаковые взаимоотношения в Богом.
ПОКОРНОСТЬ
Что плохого в покорности? Иисус подал нам пример того, как важно быть покорным. Иисус не воспользовался своими привилегиями, но смирил Себя, чтобы быть послушным Отцу (Фил. 2:7, 8). У нас должно быть то же смирение по отношению к тем, кто поставлен над нами, какое было у Христа (Фил. 2:5). Благодаря Своей покорности Иисус был возвеличен (Фил. 2:9-11). Так произойдет и с нами, если мы будем покорными.
Некоторые люди утверждают, будто способности многих женщин пропадают зря из-за того, что им не дают руководящих постов. Если таланты женщин пропадают, то это вина тех, кто стоит у руководства. Хорошие руководители воспользуются мыслями и способностями каждого члена той церкви, которая находится у них на попечении. Не все хорошие идеи исходят только от мужчин. Проницательные руководители будут стремиться к тому, чтобы задействовать каждого члена общины.
Женщины обладают всеми правами и привилегиями мужчин за исключением управления церковью и выступления с проповедью перед собранием святых. Это обязанность мужчин общины. А женщины должны проявлять свое величие своей покорностью Божьей воле и сотрудничеством с мужчинами, исполняющими роль руководителей общины.
ДАНЬ КУЛЬТУРЕ ИЛИ ЗАПОВЕДЬ?
Мы уже ответили на важный вопрос, но давайте вернемся к нему снова: “Является ли роль женщины, как она показана в Библии, просто отражением культуры, или же она соответствует Божьему замыслу?”
Отношения мужа и жены (Еф. 5:23, 24; Кол. 3:18) и роль женщины в церкви (1 Кор. 14:34), как представлено в Библии, были установлены Богом, а не являются просто вопросом культуры того времени. Мужчине было дано главенствовать над женщиной вследствие ее греха в Эдемском саду (Быт. 3:16). Павел учит, что женщина должна уважать мужчину и повиноваться ему как главе, исходя из порядка сотворения Богом мужчины и женщины (1 Кор. 11:9; 1 Тим. 2:13) и потому, что прельстилась Ева, а не Адам (1 Тим. 2:14). Он также указывает, что покорность женщины согласуется с учением Моисеева закона и является заповедью Иисуса (1 Кор. 14:34, 37). Петр требует этого на основании прецедента, установленного почитаемыми библейскими мужами, исполнявшими Божью волю (1 Пет. 3:5, 6).
В своих выводах о взаимоотношениях мужа и жены и роли женщины в церкви Библия основывается не на культурных традициях. Роль женщины должна определяться Божьим планом и замыслом, а не то и дело меняющимися обычаями общества. Все сказанное Библией по этому вопросу основано на прямых заповедях, на обращении к Божьим планам сотворения и на Божьем наказании за согрешение в Эдемском саду. Бог разработал свой план в соответствии со Своей собственной волей. Женщины могут пожинать либо благословения, если будут уважать Божий порядок, либо неблагоприятные последствия, если восстанут против Его воли. Выбор за ними.
Те, кто изменяет учение Иисуса, ссылаясь на культуру, просто пытаются обязать Его последователей исполнять человеческие традиции вместо заповедей Иисуса. Ученики Иисуса должны соблюдать все, что заповедал Иисус (Мф. 28:20), а не традиции мира: “И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12:2). Если мы взираем на культуру как на наше руководство в религиозных, нравственных и духовных вопросах, то мы не туда смотрим. Мы должны взирать на Иисуса, “начальника и совершителя веры” (Евр. 12:2).
Относительно подобных проблем нужно спрашивать не “Что узаконено культурой?”, а “Какова Божья воля?” Оценивая ситуацию таким образом, мы можем видеть все так, как видит Бог, и знать, что у нас верный взгляд на женщину как на служительницу Иисуса Христа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой жизни нам порой бывает трудно осознать все Божьи планы и намерения. Мы можем так и не понять, почему Бог сотворил мужчин и женщин так, а не иначе, и почему Он именно так распределил их роли. От нас не требуется понимания того, что было на уме у Бога, когда Он давал ту или иную заповедь. От нас только требуется иметь веру в Бога, который дал эту заповедь, и повиноваться Ему от всего сердца.
Для нас важно лишь уважать данный Богом образец поведения и исполнять Его заповеди. Мы будем судимы не по нашему пониманию того, почему Бог распорядился именно так, а по нашему послушанию Ему (Мф. 16:27; Рим. 2:6; 1 Пет. 1:17). В этом вопросе - как и во всех других - нам нужно иметь Христово отношение к Божьей воле: “...не как Я хочу, но как Ты” (Мф. 26:39; Фил. 2:5).