В полутемном строгом зале
Пели скрипки, Вы плясали.
Группы бабочек и лилий
На шелку зеленоватом,
Как живые, говорили
С электрическим закатом,
И ложилась тень акаций
На полотна декораций.
Вы казались бонбоньеркой
Над изящной этажеркой,
И, как беленькие кошки,
Как играющие дети,
Ваши маленькие ножки
Трепетали на паркете,
И жуками золотыми
Нам сияло Ваше имя.
И когда Вы говорили,
Мы далекое любили,
Вы бросали в нас цветами
Незнакомого искусства,
Непонятными словами
Опьяняя наши чувства,
И мы верили, что солнце —
Только вымысел японца.
Николай Гумилев
январь 1908
Садаякко ( 川上貞奴 Каваками Садаякко, также Сада Якко; 18 июля 1871, Токио — 7 декабря 1946, Атами) — японская гейша, актриса и танцовщица.
В конце XIX века, когда японизм был на пике моды в Европе, жила женщина, которая сломала стереотипы не только на Западе, но и в самой Японии. Она выступала перед главами государств, вдохновляла драматургов и музыкантов («Мадам Баттерфляй» Пуччини) и была увековечена многими выдающимися художниками того времени, такими как Пикассо, Рамон Касас и другие. Его звали Сада-Якко (1871-1946).
Родилась она в семье обедневшего самурая (в некоторых источниках утверждается, что он был простым торговцем), 12 ребенком в семье. Мать ее была выдающейся красавицей.
В семь лет после смерти отца она была удочерена владельцем дома гейш в Токио. Ее научили петь и играть на кото, и она проявила особые способности к танцам. Хотя в то время это было не принято, ее отправили к местному синтоистскому священнику, чтобы он научил ее читать и писать. В 12 лет она дебютирует как о-сяку, буквально разлившая сакэ или ученица гейши.
Граф Хиробуми Ито, тогдашний премьер-министр и один из отцов-основателей современной Японии, был тем, кто за высокую цену приобрел право первой ночи (мидзуагэ) с Сада в 1886 году, когда ей было 15 лет. Якко будет любовницей всемогущего Ито в течение трех лет, прежде чем он отпустит ее, хотя останется ее другом и советником на всю оставшуюся жизнь.
После этого среди поклонников и возлюбленных у Якко будут президент банка, чемпион по сумо и актер кабуки, который стал известен под именем Утаэмоном V.
Зная, что карьера гейши недолговечна, она начала искать подходящего мужа.
Этим человеком стал Отодзиро Каваками, известный как Дитя Свободы, который был актером Либеральной партии, выступавшим в политических пародиях. Он очаровал Якко.
Якко увидела его выступление летом 1891 года. У пары завязался роман, несмотря на то, что в социальном отношении он был ниже ее предыдущих любовников. После поездки в Париж Каваками основал театр «Новая волна» в Японии, а в октябре 1893 года он и Сада-Якко официально поженились.
Однако, через пару лет появляется возможность, которая изменит ход жизни Сада-Якко. Юминдо Кусибики, японский эмигрант, разбогатевший на международной моде на японизм, убеждает Каваками и его группу совершить поездку по Америке. Сада сопровождает мужа, но не как актриса, а как жена, единственная цель которой - поддержать его за кулисами. Никогда раньше не выступавшая на сцене, Сада-Якко была потрясена, когда по прибытии в Сан-Франциско в мае 1899 года обнаружила, что ее провозгласили известной японской актрисой и одной из звезд компании.
После встречи с Генри Ирвингом и Эллен Терри, которые исполняли «Венецианского купца» в Бостоне и которые дали им рекомендательные письма для поездки в Лондон, компания Kawakami начинает исполнять свою собственную японскую версию Шекспира.
«Америка научила меня, что естественность - это главное искусство», - сказала актриса и гейша Сада Якко в интервью 1906 года для New York’s Dramatic Mirror, вернувший в Япония через три года гастролей по США и Европе. «В Японии мы рисуем лица как на картинке: маленькие тонкие брови, красим губы, густо пудримся. Американские критики говорили, что мы больше походили на мертвых, чем на живых женщин. В каком-то смысле они правы».
Сада Якко провела менее трех лет в туре за пределами Японии, но влияние, которое она оказала на западный мир, танцы и моду, было огромным. «Я всем обязана Америке», - продолжила она. «Эта поездка была моим образованием». Но еще большим открытием она стала для ведущих американских и европейских актрис и хореографов того времени: все, от Сары Бернар до Эллен Терри и Айседоры Дункан, были потрясены и вдохновлены ее характерным сочетанием японских традиций и кабуки с западной мелодрамой.
Сада-Якко ввела беспрецедентную моду на кимоно в западном мире. Под ее именем была зарегистрирована торговая марка cтавших очень популярными духов, увлажняющих кремов ну и кимоно, разумеется.
https://la-gatta-ciara.livejournal.com/25868.html
Во время ее турне по Италии Джакомо Пуччини следует за ней из Рима в Венецию и включает мелодию, которую Якко играл на кото в «Кеса» в оперу «Мадам Баттерфляй», а также вносит некоторые элементы характера героини будучи под впечатлением от ее игры в «Гейше и рыцаре». Пуччини даже решил вырезать из своей оперы несколько фрагментов, так как восхищался компактностью пьес труппы Каваками.
В России Сада -Якко гастролировала в марте 1902 года (Петербург и Москва). 19 августа 1902 года Сада-Якко вернулась на родину в Кобо, и мировая феерия закончилась.
Во время гастролей японской труппы в Барселоне каталонский художник Рамон Касас (Рамон Касас-и-Карбо́ (Ramon Casas i Carbó, 4 января 1966, Барселона – 29 февраля 1932, там же) – испанский (каталонский) живописец и график, мастер портрета и карикатуры, лидер национального модернизма) рисовал и Сада-Якко и ее мужа.
Сада-Якко на обложке журнала Figaro в 1900 году
Несмотря на громкий международный успех, вернувшись в Японию Сада-Якко не могла выступать в пьесах кабуки из-за запрета женщинам выходить на сцену, женские роли исполнялись актерами-мужчинами, называемыми онагатас. С 1902 году она жила в тени своего мужа.
Лишь после его смерти в 1914 году, через три года после смерти мужа, она сыграет свою последнюю великую роль в пьесе Оскара Уайльда "Саломея". В то время ей было уже 43 года. Ее сразу же начали критиковать за то, что она играет роли молодых женщин.
Казалось, что все кончено. Но тут жизнь снова резко переменилась. Она вышла замуж за любовь своей первой юности, Момосукэ Фукудзаву, с которым из-за разницы в социальном положении она не могла соединиться, когда она еще была гейшей в Токио. Теперь он был богатым промышленником и финансистом. Позже он построил плотину гидроэлектростанции в долине Кисо.
По словам самой Садда-Якко, она никогда не ожидала, что во второй половине ее жизни будет столько счастья.
Умерла Сада-Якко от рака печени в возрасте 75 лет в очень сложное время для Японии - 1946 году.
Сейчас дом, в котором они жили (это был чуть ли не первый дом, в котором появилось электричество в Японии), стал музеем.
По материалам
http://rarasartes.com/sada-yakko-la-gheisa-que-presto-sus-gestos-a-madame-butterfly/
и
https://en.wikipedia.org/wiki/Sada_Yacco
#япония #театр #поэзия #николай гумилёв