18-го января 2011-го в Астанинской пирамиде проходила выставка "Сокровища египетских пирамид". Выставка была организована при поддержке посольства Египта в Казахстане и приурочена к пятилетию столичного Дворца Мира и Согласия. Так что, в общем-то, множество объектов из Каирского музея гастролируют по миру и наверное их можно застать и у себя дома. Но вероятность маленькая. Поэтому добро пожаловать в Каир: тут все это экспонируется постоянно.
И так как мы уже съездили на родину этих сокровищ, расскажу, что мы видели непосредственно там.
Чтобы уже совсем раскрыть древнеегипетскую тему в Каире, нельзя обойти вниманием самую серьезную достопримечательность после Великих Пирамид — Каирский Национальный музей. И хоть история Египта не ограничивается временами фараонов, но в этом музее собраны экспонаты, представляющие только этот исторический период.
До этого мы уже посетили и музей Солнечной Ладьи, и музей Имхотепа в Саккаре, и музей в Мемфисе, но такого количества экспонатов от самых крупных, до самых мелких мы себе и представить не могли. Они представляют собой украшения, игрушки, погребальные аксессуары, монеты, оружие, инструменты, мебель, одежду и еще кучу невероятных вещей. Причем почти все в отличном состоянии. Все музеи конечно имеют свои фишки, но с Каирским музеем им не сравниться.
Прочитав кучу обзоров про экскурсию в Каир, мы выяснили, что часовая прогулка с гидом по музею никого не устраивает — времени мало. Поэтому выделили на музей пол дня и не прогадали. Шарились мы по нему не менее пяти часов. Народу возле музея — куча. Туристов непрерывно подвозят автобусами. Билет стоит 60 фунтов.
На входе привычная уже рамка металлоискателя и рентгеновский аппарат для сумок. Хотя сами кованные решетчатые ворота явно контрастируют с основной массой каирских архитектурных украшательств.
Фотографировать внутри музея нельзя. Фотоаппараты сдаются в специальную камеру хранения. Как выяснилось, это и к лучшему. Если бы мы занесли туда фотоаппарат, мы бы оттуда вообще не вышли. Здание музея огромно и разных красивых и занимательных штук там уйма. Захотелось бы сфотографировать все. И со всем сфотографироваться.
После того как вошли сразу прикинули примерное расположение залов и придумали примерный план перемещения по музею, чтобы посмотреть все. Первые часа два с половиной мы все подробно рассматривали и обсуждали.
В зал с царскими мумиями нужны дополнительные билеты. Смотреть там особо нечего, тем более что настоящую мумию мы уже видели в Саккаре. 10 мумий разных фараонов и цариц, все практически одинаковые. Но зато это самый дорогой входной билет в Египте, который мы видели — 100 фунтов. Мы себя уговорили эти деньги потратить, только потому, что точно знали — мы больше никогда сюда не вернемся и потом всю жизнь будем жалеть, что не зашли. Зашли, поглядели, разочаровались и вышли.
Потом начали уставать. Присесть практически негде, народу толпа, все вокруг такое интересное, но сил уже практически не оставалось.
Последние два-три часа мы для галочки галопом проносились все еще не посещенные нами залы, останавливаясь лишь изредка. Даже непонятно — обсудить-рассмотреть ли что-то интересное или просто перевести дыхание. Так за всей этой беготней нам показалось, что мы обошли все. И тут заметили не очень приметный вход в зал, который немного выбивается из общего плана музея. Решили зайти и обомлели. Мы чуть было не пропустили зал, в котором выставлено золото из гробницы Тутанхамона и его знаменитая маска.
Наконец мы вышли из музея и почувствовали облегчение. Забрав фотик и немного передохнув, посидев на бордюре, пошли рассматривать и фотографировать то, что выставлено во дворе музея. Сам музей оформлен не очень по древнеегипетски. Больше напоминает европейскую архитектуру.
Особенно вот эти статуи. Хоть она и изображает древнюю египтянку - техника вполне себе европейская.
Если со двора музея попытаться фотографировать город, то в основном получатся вот такие заросли.
Но с одной стороны видно и большое современное здание. Правда, как и любое другое в Каире, абсолютно серое.
Во дворе музея все очень зелено и ухожено.
После музея наверное многие бы полежали чуть-чуть. На фотогафиях я выбирал чтобы народу было не много. Но на самом деле - его хватает.
А в некоторых местах вообще толкучка, как в автобусе в час пик. На переднем плане фонтан, за ним сфинкс, а сзади толпа возле камеры хранения фотокамер (какая-то тавтология получилась).
Сфинксов вообще несколько. Вот один — вид спереди.
А вот другой — вид сзади.
Если сфинкс — это существо с головой человека и телом льва, то на этой фотографии голова льва, а тела вообще нет. Видимо отбили когда-то. И потеряли.
Но естественно сфинксами дело не заканчивается. Вот, например, павиан.
Скульптура фараона. Рассматривая экспонаты в музее понимаешь, что в египетских статуях на самом деле три позы — человек стоит по стойке смирно, человек шагает одной ногой вперед, но также как и в первом случае с вытянутыми вдоль тела руками, и человек сидит, сложив руки на колени (как вариант человек сидит на коленях). Вот сидящий.
Эта же статуя — вид сбоку. Отсюда видны иероглифы на постаменте. И вельветовые шорты.
Эти двое в каком-то каменном ящике выбиты в виде барельефа.
Есть экспонаты совсем уж непонятные и плохо сохранившиеся.
А есть непонятные, но интересные. Какие-то каменные кактусы, исписанные иероглифами.
Каменная стелла. Или точнее - обелиск.
Ну и конечно, египетский музей не мог обойтись без пирамиды.
Еще один интересный уголок во дворе — это колоннада египтологов.
Памятник в центре — великому французскому египтологу Огюсту Мариету — первому руководителю Египетского музея в Каире. И первый человек, который в середине 19-го века получил монопольное право на археологические исследования. А то, что выглядит он совсем не как француз вполне понятно. Человек жил в Египте безвылазно и стал здесь не Огюстом Мариетом, а Мариетте Пашой.
За ним бюсты целого сонма ученых, исследовавших Древний Египет.
Среди них сыскался и один русский — Владимир Семенович Голенищев.
На этом мы и распрощались с музеем. Достопримечательность серьезная, но уж больно утомительная. Голова пухла от впечатлений, ноги гудели от усталости. Пройдя по маленькой улочке по направлению к Нилу мы увидели вот такие вот ворота, которыми полицейские перекрывают подъезд к музею. Очень оригинально и стильно.