Более 15 лет назад Казань шумно отпраздновала своё тысячелетие. Разумеется, возраст этот приблизительный, никто точно не возьмётся утверждать, что именно в 1005 году люди пришли сюда и решили: строимся тут, город назовём Казанью.
Если отвлечься от нашей привычки отмечать даты и юбилеи, что мы имеем в сухом остатке? Откуда есть пошла земля Казанская? И действительно ли Казани 1000 лет (плюс-минус километр), или город существенно моложе озвученной цифры?
При взгляде на Казанский Кремль становится совершенно очевидным выбор места его строительства. Особенно, если немного отойти от современной географии и взглянуть на географию этого места времён хотя бы XVIII - XIX веков. Высокий холм, две реки, непролазные леса и болота с севера и с юга. Прекрасная природная защита!
Какие такие две реки? Казанка и Булак. Да, Булак - это река! Неожиданно, правда? Особенно для казанцев, привыкших видеть Булак в каменных берегах. Но так было не всегда. В те далёкие времена Булак имел двунаправленное течение и соединял Казанку с системой озёр Кабан. Где воды в конкретный момент времени было меньше, туда Булак и тёк.
Берега Казанки и Булака были болотистыми (даже в топонимике Казани сохранилось название Мокрой слободы), а берега Казанки ещё и покрыты лесом. Кроме того с верхушек дозорных башен, стоящих на холме, открывался великолепный обзор вокруг. Даже сейчас просто с холма виден противоположный волжский берег.
Место, на котором сегодня расположена современная Казань, было обитаемо с древнейших времён. Ещё в XIX веке археологи у пос. Савиново обнаружили стоянки древнего человека, а в начале XXI века во дворе Казанского университета тоже была найдена древняя стоянка времён позднего палеолита. Но нас интересует сам город.
И если верить археологам, то первые постоянные стоянки на Кремлёвском холме возникли примерно в VIII - V веках до нашей эры, а на западном берегу Дальнего Кабана ещё в 1890 году был открыт могильник с характерными для древних марийцев атрибутами.
Источников о прошлом, тем более домонгольском, периоде нашего города мало. Оригинальных булгарских текстов не сохранилось. Всё, что было, это в основном русские летописи и рассказы путешественников, нахватавшихся устных преданий и легенд. Одна из них даже вошла в летопись анонимного автора, известную как "Казанская история":
"Место это, хорошо известное жителям той земли, с давних пор было змеиным гнездом. Жили здесь, в гнезде, разные змеи, и был среди них один змей, огромный и страшный, с двумя головами: одна голова змеиная, другая воловья. Одной головой он пожирал людей, зверей и скот, а другой головой ел траву. А иные змеи разного вида лежали возле него и жили вместе с ним. Из-за свиста змеиного и смрада не могли жить вблизи места того люди.
Царь же Саин много дней смотрел на место то, обходил его, любуясь, и не мог придумать, как бы изгнать змея из его гнезда, чтобы поставить здесь город, большой, крепкий и славный. И нашёлся один волхв. Я, сказал он, змея уморю и место очищу. Царь же был рад и обещал хорошо наградить его, если он это сделает. И собрал чародей волшебством и чародейством своим всех живущих в месте том змей от малых до великих вокруг большого змея в одну громадную кучу и провёл вокруг них черту, чтобы не вылезла за неё ни одна змея. И бесовским действом всех умертвил. И обложил со всех сторон сеном, тростником и деревом, сухим лозняком, поливая всё это серой и смолой, и поджёг их, и спалил огнём.
Очистив таким образом место это, поставил царь Саин город Казань. И стоит там город Казань и поныне, всеми людьми видимый и знаемый".
В других вариантах легенды вместо царя Саина указывались цари (ханы) Батый или его сын Сартак, а также некий булгарский князь. Змей был крылатым и огнедышащим, спасся от огня и перелетел на соседнюю гору, укрывшись там в пещере и каждый день летая оттуда на Кабан пить воду, наводя ужас и страх на жителей Казани.
В конце концов казанский хан изловил могучего змея (тут тоже имеются варианты легенды о поединке змея и батыра), и в честь победы над этим грозным существом водрузил его изображение на свой флаг и герб. Так Зилант (с татарского "жилан" - змей) стал символом Казани.
В Казани даже есть локализация второго жилища Зиланта Зилантова гора. На ней стоит Зилантов (на самом деле Успенский) монастырь. Несмотря на то, что легенды отсылают нас к этой горе, археологические раскопки показали, что освоение горы (в частности, строительство монастыря) произошло уже в русское время, после взятия Казани.
В той же "Казанской истории" указан и год основания Казани. Казалось бы, какие ещё могут быть сомнения? Вот же, всё написано: "Бысть же на Каме на реке старый град, именем Брягов (Булгар), оттуда же прииде царь, именем Саин Булгарский. И поискав по местам, проходя лета 6685 (1177 г.) и обрете место на Волге, на самой украине русской, на сей стране Камы реки... И бысть Казань стольный град вместо Брягова".
Иной раз хочется поверить, да невольно задаёшься вопросом. А точно можно верить источнику, в котором едва ли не за быль выдаётся легенда о двухголовом змее? Да и фраза "на сей стране Камы реки". Казань-то на Волге, географическую ошибку что куда впадает обнаружили много позже, и исправлять не стали. В общем "меня терзают смутные сомнения". Но серьёзные учёные в эту дату поверили и пытались даже доказать её археологически.
Первые серьёзные раскопки, целью которых было именно определить возраст Казани, были проведены ещё в 70-х годах прошлого века. Тут как в русской сказке: три года копали археологи и уже готовы были бросить, но раскоп в саду Губернаторского дворца дал наконец результат: пусть и плохо сохранившийся, но позволяющий датировать булгарский слой XII - XIII веков.
Да, это ещё не тысяча лет, но уже кое-что. Были вскрыты земляные валы с деревянными укреплениями, а чуть позже - каменные укрепления домонгольского периода XII века. Дата 1177 год уже не казалась фантастикой, возраст Казани точно больше восьми сотен лет. Но в разных списках всё той же "Казанской истории" указан то 1177, то 1172 год. Чему верить?
На фоне новых раскопок вопрос снова стал дискуссионным, и после детального изучения летописи московские учёные, профессора В.А. Кучкин и И.Г. Добродомов, сделали вывод о том, что дата основания города является позднейшей вставкой переписчика летописи, и не имеет никакого документального и фактического подтверждения.
Но раскопки на территории Кремля продолжились только 20 лет спустя, в 1994 году, уже в другой стране. Предстояла масштабная реставрация памятников Казанского кремля, и во время раскопок на территории Пушечного двора были обнаружены вещи (глиняная посуда, наконечники стрел), датировка которых указывала на XI век. То есть дату из летописи мы уже перешагнули лет на 100 минимум.
Был заложен раскоп в сквере у Благовещенского собора, там, где сегодня стоит памятник Зодчим Казанского кремля. Изначально предполагалось найти тут остатки древней мечети Кул Шариф, а раскопки по восточному склону вскрыли домонгольскую стену. Раскопки в сквере вскрыли белокаменный фундамент ханского времени.
Раскопки продолжались, продолжались и находки. Было найдено два клада с древнерусскими монетами XV-XVI веков, много вещей ордынского и ханского времени, следы древнейшего земляного вала и несколько находок, которые смело можно было бы датировать X - XI веками. В частности, в 1997 году была найдена пражская монета князя Вацлава, чеканенная в 929/930 году.
На раскопки приезжали учёные из разных стран, а в крупнейших библиотеках мира (Каир, Стамбул, Ватикан) стала проводиться работа по поиску упоминаний о Казани в старых трактатах, рукописях и картах. Найденные в Кремле вещи подвергали термолюминисцентному анализу в лаборатории Берлинского государственного музея и радиоуглеродному анализу в лабораториях Вены и Санкт-Петербурга. На выходе вывод: культурный слой на Кремлёвском холме в Казани начал формироваться к концу X - началу XI века.
Среди интересных находок - большое количество красноглинянной гончарной посуды с характерным узором. Такую посуду булгары изготовляли в X - начале XIII века. Были найдены и горшки из грубого шамотного теста, изготовленные вручную, расписанные нехитрым узором и датируемые IX - X веками. Такую посуду ещё в Хазарском каганате использовали. Она вышла из употребления уже в начале XI столетия, и находка эта говорит о поселении, явно основанном раньше.
Каменные и стеклянные бусы, шаровидные бусы из чёрного стекла, сердоликовые бусы... Чего ха-ха? Это вам сегодня любой стеклодув такие за 3 минуты сделает. Стекляшка, бесценок. А в те годы это была очень дорогая и очень сложная технология. Для примера вспомните кафельную плитку в Московском метро. Это сегодня ощущение, что станция отделана очень дёшево. А знаете, сколько это плитка стоила в 30-х?
Нумизматических находок при этом мало. Из прямо вот интересных уже упомянутая монета князя Вацлава и арабский дирхем, по уточнению профессора Аделя Совелама из Каирского университета, чеканенный в городе Шаш (современный Ташкент) при шахе Исмаиле Ахмаде (годы правления 892-907).
Железные наконечники стрел, петля от колчана, подпружные пряжки, бронзовое соединительное кольцо от конской сбруи, замок и ключи к нему и другие находки датируются X - XIII веком и подтверждают домонгольский возраст столицы Татарстана.
Как я уже говорил, точно попасть в год мы не сможем. Мы можем только примерно определить столетие и временной промежуток в 2-4 десятка лет, когда возникла Казань. Но мы и не ставили задачу точного определения даты. Нам было принципиально важно понять, насколько справедливо утверждение о том, что Казань имеет тысячелетний (или около того) возраст. Я думаю, утверждение более чем справедливо.
Но что дают все эти находки, кроме определения возраста города? Дело в том, что до сих пор главной была версия о том, что Казань возникает исключительно как опорный пограничный пункт, крепость на границе с марийскими землями, на крайнем севере Волжской Булгарии. Однако некоторые находки явно говорят о том, что очень скоро город приобрёл статус торговой фактории, пусть пока и местного масштаба.
Но Казань не возникает сама по себе. Как я уже говорил, Казань была частью и самым северным городом государства, возникшего примерно в одно время с Киевской Русью, Волжской Булгарии. Это было сильное государство, с укреплёнными городами, высоко развитыми ремёслами и образованием, собственной монетой и обширной торговлей.
Основные города Булгарии находились в Закамье. Это собственно столица Булгар, торговые города Сувар и Биляр. В Предкамье булгары появляются в Х веке, на карте Булгарии появляются города-крепости Алабуга, Чаллы, Кашан, Кирмень. На севере граница доходит до реки Казанки, где и возникает Казанская крепость. То есть древняя Казань - это плод колонизации булгарами северных (для себя) территорий. К слову, по Вятке и Каме булгары прошли вплоть до территорий современного Кирова и Перми
Волжская Булгария уже в IX веке была крупным центром международной торговли. По сути, путь из Европы в Азию проходил через территорию государства. В одном из узлов этого пути, у слияния Волги и Камы, стояла столица, город Булгар. А северной "входной точкой" для финно-угорских племён на этот торговый путь была Казань.
По рекам, озёрам и волокам из Булгарии можно было попасть в Прибалтику, Скандинавию и дальше по морю в Северную и Центральную Европу. Вниз по Волге до Сары Су, а оттуда переволокой в Дон, Азов, Чёрное и Средиземное моря, или прямо по Волге до Каспия, а там вся Азия.
Через Булгар пролегала северная ветка Великого Шёлкового Пути, а для русских купцов из разных княжеств Булгар был местом встречи с купцами с Востока. Сюда легко было прийти по Волге с обеих сторон. Здесь, в Булгаре, завершался путь для русских и скандинавских торговцев, ходивших за восточным товаром. Редко кто из них ходил дальше.
Пришедшие в низовья Казанки в Х веке булгары, разумеется, никаких драконов не изгоняли и змей не сжигали. Первые укрепления на Кремлёвском холме возникли на северной его оконечности, вдоль холма был прокопан ров, названный позднее Тезицким, там стояла проездная башня с перекидным мостом, а от мощной дубовой стены остались лишь следы в виде древесной трухи.
Вполне возможно, что Казань пережила не только монгольское нашествие (Казань монголами не разрушалась), но и в период обострения отношений между Волжской Булгарией с Владимиро-Суздальскими князьями в результате похода последних могла быть сожжена. По крайне мере, датировка угля из пожарища и временной отрезок столкновений с князьями совпадают.
Но город, несмотря на пожар, очень быстро вновь отстраивается, и теперь уже в камне. Строится город из белого известняка, сложенного либо на сухую, либо на глинисто-известковом растворе. Стены представляли из себя своеобразную конструкцию, когда каркас возводился из мощных и крупных камней, а пространство между ними заполнялось мелкой "насыпухой".
То есть к концу XII века Казань превратилась в хорошо укреплённую и, пожалуй, самую совершенную булгарскую крепость. Во время раскопок в 70-х годах прошлого века был открыт фундамент, который по мнению учёных, мог принадлежать как высокой дозорной башне, так и минарету городской мечети. Впрочем, в XII веке одно и тоже сооружение в этих местах запросто могло совмещать обе эти функции.
О быте Казанской крепости тех лет говорят находки: не только военные и хозяйственные предметы по "военному ведомству" (наконечники стрел и элементы сбруи), но и предметы повседневного быта и женские украшения. Укреплённая часть города была небольшой, поселенцев было не много, в основном это администрация и военный люд с семьями и ремесленники, их обслуживающие.
Древнейшие городские кладбища были обнаружены как в юго-восточной части укреплений, так и за пределами городских стен того времени, например, у современной Преображенской башни и чуть севернее Ивановского монастыря. Эти кладбища функционировали вплоть до XV века, до выхода укреплённой части города из первоначального кольца стен.
В начале и первой половине XIII века город по-прежнему сохраняет свои функции опорного пограничного пункта и торговой фактории. Но в то же время в Казани начинают развиваться ремёсла, появляются первые металлургические мастерские, а в районе Богородицкого монастыря возникает неукреплённый посад, жители которого, в случае опасности, могли укрыться за городскими стенами.
Очень выразительное "ассорти" находок сделано на площади перед современным цирком. Тут и гончарная керамика, и наконечники стрел, сердоликовые бусы, пряслица и многое другое. О чём это говорит? О большом торге, тут располагавшемся. Позднее, с возникновением ханства этот торг перерос в крупнейшую в Поволжье ярмарку, перенесённую сначала под стены Макарьевского монастыря (начало экономической блокады ханства Москвой), а потом и в Нижний.
Домонгольская, булгарская Казань, просуществовав примерно три столетия, вместе с метрополией утратила самостоятельность и вошла в состав Золотой Орды. Это был относительно небольшой, но весьма важный для региона военный, торговый и административный центр. Так бы ему и развиваться, но завоевание монголами Волжской Булгарии открыло новую страницу в истории города. О ней - в следующей статье.