Найти тему
Сова-всезнайка

Поиски головы Гайдна

Во время перезахоронения в 1820 году останков великого австрийского композитора Йозефа Гайдна был вскрыт его гроб. Представители общественности Вены, к своему ужасу, увидели, что у трупа отсутствовала голова......

Франца Йозефа Гайдна в его родной Австрии не просто почитали, его боготворили. Он был крупнейшим композитором второй половины XVIII века, учителем Бетховена, другом Моцарта. Был первым музыкантом, который тонко уловил оркестровый колорит. Его оратории "Сотворение мира" и "Четыре времени года" оставались наилучшими образцами в музыкальном искусстве той эпохи. Гайдн считается основоположником венской классической школы.

Однако помимо почитания у некоторых современников закралось подозрение, что секрет его музыкального гения заключен не в особенностях личности, не в его музыкальной одаренности, а в физическом строении черепа.

В середине XVIII века появились сочинения некоего Франца Галля, который создал целое учение, утверждавшее, что по строению черепа человека можно определить уровень его гениальности. Те, кто знал эту теорию, мучились вопросами, как мог скромный человек с непритязательной внешностью, выходец из простой семьи, подняться столь высоко в своем творчестве? Как в его голове рождалась столь божественная музыка? Не обусловлено ли это на самом деле особенностями строения черепа?

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809). Портрет из открытого источника
Франц Йозеф Гайдн (1732-1809). Портрет из открытого источника

Йозеф Гайдн родился в небольшом австрийском селе Рорау. Его отец, каретных дел мастер, по вечерам играл дома на арфе. Мать серьезно увлекалась пением, и эта страсть к музицированию передалась и сыну. Он научился играть на клавире, скрипке, органе. Первыми крупными его произведениями стали симфонии и опера "Хромой бес". Потом он работал аккомпаниатором у итальянского композитора и вокального педагога Н.Порпоры, с 1759 года дирижировал капеллой у чешского графа Морциана. Но самый важный период его жизни и творчества прошел в Айзенштадте у князей Эстерхази - одной из самых влиятельных семей Австро-Венгрии. В их резиденции с 1761 по 1790 год Гайдн руководил симфоническим оркестром, создал большинство своих произведений. Позднее он работал в Лондоне и Вене, где и умер в 1809 году.

Похоронили его с большим почетом. Во время похорон звучали речи о необходимости перезахоронения праха композитора в Айзенштадт.

Это перезахоронения опасались два человека - почитатель творчества Гайдна, знаток теории Галля, бывший секретарь князя Эстерхази Карл Розенбаум и его друг Иоганн Петер. Они решили завладеть черепом композитора, чтобы сохранить навечно и особенностями его строения подтвердить гениальность маэстро.

Поздней ночью два подкупленных могильщика вскрыли могилу Гайдна, отделили голову от тела и передали ее Розенбауму. Он отвез ее в больницу для дальнейших препараций - для мацерирования и отбеливания черепа. Затем, получив готовый материал, Розенбаум поместил его в специальный саркофаг - деревянный ящик, обитый черным бархатом, - выставил этот самодельный "мавзолей" в саду и показывал важным гостям.

Вся эта история не стала бы достоянием гласности, если бы в 1820 не состоялась эксгумация останков для перезахоронения.

Полиция быстро вышла на след Розенбаума и Петера, да они и не скрывались, так как считали, что совершили богоугодное дело. Однако обнаружить реликвию ни у того, ни у другого не удалось: настоящий череб они надежно спрятали, а полицейские вернули череп другого умершего. Его и присоединили к останкам Гайдна.

Обман раскрылся только в 1954 году, когда выяснилось, что настоящий череп Гайдна все это время передавался из рук в руки по родственной линии владельцев, пока не оказался в музее патологоанатомического института Вены. В 1959 году череп наконец воссоединился с основными останками Гайдна в Айзенштадте, где и был торжественно перезахоронен в местной церкви.