В Национальном музее открылась выставка «Артефакты православной церкви». Впервые экспозиция была показана несколько лет назад к приезду патриарха Кирилла в Республику Башкортостан. Ныне расширенная ее версия вновь представлена на радость всех, кому дорога история нашего края.
В просторном зале разместились музейные сокровища, хранимые обычно в недрах фондов, вдали от глаз людских. Это то, что уцелело в пожарах Октябрьской революции, в эпоху воинствующего безбожия, в годы Великой Отечественной войны и в годы построения коммунизма, когда даже малая толика внимания к церковной жизни встречалась в штыки.
Здесь можно увидеть иконы в сверкающих окладах, потемневшие доски, на которых изображения едва различимы, створчатые складни, украшенные синей и голубой эмалью, что брались с собою при отъезде из дома (они так и назывались путными), метрические и обыскные книги для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, сборники песнопений для повседневных и торжественных богослужений, собрание музыкальных сочинений Бортнянского, исправленное и дополненное Чайковским, старообрядческие рукописи, писанные уставным письмом на пожелтевшей бумаге, напрестольное евангелие в массивной металлической ризе, словарь татарского языка, предназначенный для наставления «иноверцев».
Центральное место занимает плащаница XVII века, словно подернутая сероватым пеплом минувших веков, настолько она ветха. Некогда плащаница была шита золотом по пурпурному бархату, рельефные лики расписаны красками, одеяния апостолов выполнены из парчи. Теперь же о прежнем великолепии можно только догадываться, ибо всесокрушающее время, расправившись с нею, оставило лишь ауру намоленности и глубинной тайны.
Рядом в застекленном шкафу можно видеть священнические одежды из алой парчи с вышивкой большими цветочными узорами и золотой бахромой: саккос, епитрахиль, широкую ленту «омофор», которая, огибая шею, спускалась одним концом на грудь, другим – на спину, палицу – плат в виде ромба, символизирующую меч Господень, орарь. Это почти полное облачение. Почти, потому что не хватает набедренника, поручей и пояса. Но, может быть, придет час, и они явятся нам.
Драгоценные архиерейские митры в блеске золота и жемчуга, с многоцветными эмалевыми вставками. Целая коллекция тяжелых наперсных и напрестольных крестов (и неожиданно закладной каменный крест с высеченной церковнославянскими буквами оберегательной молитвой). Серебряные священные сосуды, употреблявшиеся для проведения таинств – потир для вина, лжица (ложечка) для причастия, дароносица, где они хранились, кадило. Бронзовые канделябры из взорванного Троицкого храма. Воздухи – покровцы для церковной утвари, все в наивных цветах (верно, такие и вышивала девушкой Катерина из «Грозы» Островского).
Много фотографий уфимских «сорока сороков» и даже живописных изображений Успенской и Покровской церквей, приземистой башни и древних стен Уфимского Успенского мужского монастыря – первого православного монастыря на башкирской земле.
Впервые я увидела здесь фотографию семьи Евграфа Васильевича Еварестова, иерея Уфимского Воскресенского кафедрального собора, расстрелянного в 1919 году, живописный портрет епископа Уфимского и Мензелинского Дионисия, снимки юных выпускников духовной семинарии, озаренных светом служения народу, воспитанниц епархиального училища, многие из которых стали учительницами в сельских школах.
Вера Николаевна Макарова, куратор выставки, заведующая отделом истории края, рассказала мне о фотографиях отца Николая Тихановского, тоже расстрелянного большевиками, и молоденькой епархиалки – его будущей жены, о том, как вдова его Вера Иосифовна долгие годы, опасаясь гонений и не в силах расстаться с памятью, хранила эти снимки за выдвижной доской старого буфета, о том, как нашли их уже в новом веке.
Находки ждут нас. Хочется в это верить.
Анна МАСЛОВА, фото автора
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!