Тибетское слово «мандала», кьил-кхор (dkyil-‘khor), буквально означает «то, что окружает центр» .
Под «центром» имеется в виду «смысл», и его окружает символ, который указывает на смысл. Обычно мандала – это круглый символ, за которым стоит глубокий смысл. Однако не все мандалы круглые. В смысловом плане мандалы чаще всего интерпретируются как модели вселенной, «карты космоса», или как причины, «звенья» цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающие и обеспечивающие непрерывность жизненного потока: "колесо времени, колесо бытия", "мировая ось", "древо жизни".
Некоторые мандалы являются общепринятыми символами, а некоторые – не общепринятыми. Значение общепринятого символа понятно любому, кто его видит, без необходимости его объяснять. Например, белый круг – символ Луны.
Значение не общепринятого символа неочевидно, например, ваджра символизирует метод, а колокольчик – мудрость. Это не общепринятые символы, поэтому мы сначала изучаем, что они означают.
В сутрах и тантрах описаны внешние мандалы. Это не общепринятые символы вселенной, и такие мандалы используются для совершения подношений. Подношения – это одна из функций мандалы. Перед началом учений мы подносим внешнюю мандалу – Вселенную – учителю, или человеку обладающему нужными нам практиками, и получаем те или иные знания или посвящения. В конце - мы подносим мандалу благодарности.
В виде внешней мандалы мы подносим всё – свою собственность, и то, что никому не принадлежит, – и отдаём это, чтобы получить учение или посвящение. Если мы готовы поднести весь мир, значит, мы совершенно точно готовы в этом мире отдать своё время и силы, чтобы посвятить их полученным знаниям.
Обычно вселенную представляют одним из двух способов. Или у нас есть перевёрнутая чаша с плоским дном, на которую кладут горки риса или драгоценных камней. Другой способ представить вселенную – с помощью мудры, то есть жеста рук. Пальцы определённым образом скрещиваются, чтобы это было похоже на вселенную. Можно сказать, что наше действие символизирует вселенную, с горой Меру и четырьмя континентами.
Это один из вариантов. Когда мы делаем эту мудру, два пальца в центре подобны горе Меру, а восемь скрещенных пальцев вокруг них – это четыре континента. Далай-лама говорит, что точно так же во время подношения мандалы можно представлять вселенную, как её описывают учёные – или Землю, или Солнечную систему, или галактику, или всю Вселенную. «Да, это может быть всё, что вы хотите поднести, например Солнечная система с маленькими планетами на орбитах"
Другими словами, чтобы подношение было искренним, имеет смысл подносить вселенную в том виде, который понятен именно нам. Если мы подносим её в виде горы Меру и континентов определённой формы, это похоже на глупую игру: у нас нет никаких эмоций, и это не принесёт пользы.
Есть внешнее подношение мандалы, и далее следует внутреннее: мы подносим разные части тела, то есть не внешний мир, а внутренний. Тело тоже может символизировать гору Меру и четыре континента. Спина – это гора Меру, четыре конечности – четыре континента, и мы подносим всё тело – совокупности, элементы, все энергетические каналы, направляя всё это на практику.
Далее есть тайное, или скрытое, подношение мандалы. Это можно объяснить двумя способами: это или подношение нашего осознавания в целом, или осознавания пустотности с помощью тончайшего ума ясного света. Мы подносим это для того, чтобы реализовать состояние просветления. Иногда такие подношения представляются в виде красивой девы – дакини.
Мандалы могут быть:
- нарисованными на куске ткани или листе бумаги
- мандалы из цветного песка
- мандала тела
- объемная трехмерная мандала (обычно из дерева или металла)
- мандала ментальной стабильности (концентрации) и другие...
ЛИТЕРАТУРА
"Тибетские песочные мандалы:
Буддийский тантрический монастырь Гьюдмед". Юлия Жиронкина. 2002
"Мандала Шерлока Холмса. Приключения великого сыщика в Индии и Тибете". Джамьянг Норбу. 2007
"Основы тибетского мистицизма. Согласно эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум". Лама Анагарика Говинда. 2012
"Мандала" Хосе Аргуэльес, Аргуэлес Мириам. 1993
"Избранные труды по буддизму и тибетологии. В 24 частях. Часть 3"(сборник) Александр Берзин. 2008