Найти в Дзене
Обзоры новелл и аниме

Несколько новелл, оказавших на меня влияние

Оглавление

И совсем маленькая часть тех, что запали мне в душу.

На вопрос «А будет ли Фейт?» ответ таков: что-нибудь по «Фейту» будет в другой раз. Источник: личный архив имени Тосаки.
На вопрос «А будет ли Фейт?» ответ таков: что-нибудь по «Фейту» будет в другой раз. Источник: личный архив имени Тосаки.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня моему каналу исполняется год: именно 23-го апреля 2020 я завёл свой канал и даже две статьи написал, а именно памфлет и ликбез. И в честь этого праздника (поздравления принимаются!) продолжаю своё душеизлияние, на сей раз на тему визуальных новелл. Повторюсь: здесь далеко не все запавшие мне в душу, да и списочек весьма и весьма известный, но... таков уж я. О том, почему именно эти игры зацепили сильнее остальных, в подборке.

Итак, начали!

5. Страна колёс, девочка-подсолнух \ Sharin no Kuni, Himawari Shoujo.

Главные героини игры. Слева направо: Тоука Ооне, Нацуми Хината, Сачи Мицухиро. Источник: zerochan.net.
Главные героини игры. Слева направо: Тоука Ооне, Нацуми Хината, Сачи Мицухиро. Источник: zerochan.net.

Открывает подборку новелла, повествующая об альтернативной фантастической реальности. Мир, перекроенный настолько, что на месте Японии располагается авторитарная антиутопия с явным уклоном в сторону аристократии и олигархии. Поведение жёстко регламентируется, наказания более индивидуальны, а вся власть у Представителей Особо Класса, надзирающих за порядком. Всё те же уместные измышления, подкреплённые природой людей: мол, зачем вообще плебсу власть? И поскольку доведена до абсолюта лишь идея о наказании (вместо нашей неизбирательной системы у них более тонкий подход), то это неполностью антиутопия. Может, не так всё и страшно? Около полутора лет прошло, а я до сих пор затрудняюсь сказать, что рисуемый в «Sharin» мир явно минусминусотрицательный. Скорее, просто отрицательный: мелочная регламентация до добра никогда не доводит. Но и пальба одной статьёй УК ведь тоже не вершина идеалов?

Ну и особняком, конечно, персонажи. Особенно, Сачи: она неспроста моя самая любимая генки (вторая Сайгуса Харука). Её «дело», история о девушке, в силу обстоятельств зарывшую свой талант в землю и обленившуюся (за что и наказанную), стала для меня постоянным напоминанием: чтобы ни случалось, впадать в лень и уныние последнее дело. Так что с тех пор в учёбе и работе частенько вспоминаю Мицухиро Сачи, которая смогла-таки превозмочь себя.

4. Девушка в скорлупе \ Kara no Shoujo.

Детективы не самый мой любимый жанр, хотя когда-то ими зачитывался. Первой детективной новеллой, с коей я ознакомился, стала именно «Девушка в скорлупе». Да и по-новому смог взглянуть на жесть: её я и в «Школоднях» с «Доки-Доки» видел. Но тут ей придано своё художественное осмысление; эрогуро и его элементы в Японии далеко не редкость. И по идее, от данного жанра воротить должно. Но со мной этого не случилось (опять же, «Скорлупа» не самый яркий представитель жанра; есть и «Песнь Сайи»): слишком умело вплетено. Ведь и жестокость может быть искусством. Другой вопрос, что цена такого искусства вряд ли приемлема... Ну и судьба девушки, что не может найти себя, по прошествии тех же полутора лет, почему-то порой вновь и вновь всплывает в разуме. Неужто удел тех, кто прижиться не смог, стать частью чьего-то безумного видения прекрасного? Как видим, без отсылок, сюжетных ходов (многие по шаблону предыдушей ВН «Картагра», но сам шаблон неплох, ежели используешь с умом), и других прописанных персонажей новелла способна оставить отпечаток на сердце.

Ну и не знаю, стоит ли мне благодарить Innocent Grey за многократное использование ими (уже и в «Картагре», и в «Скорлупе») приёма «Игры престолов»: убийства персонажей, к которым привязался и с которыми даже хэппи-енд хочется; да, Тоджико? Очередное жестокое напоминание, что не спасёшь всех. Но здесь оно фатальное: в мире есть настолько мрачная сторона, из которой не вытащить никого. Вообще, я сторонник тех, кто сам куёт свою судьбу, но «Kara No Shoujo» возражать в вопросе фатализма очень и очень сложно.

3. Школьные дни \ School Days.

Я просто обязан был их включить. А как иначе, если мой самый первый комментарий на дзене был связан с защитой яндере, под статьёй, где их необоснованно оплевали? Да, именно хентай с сюжетом оказал на меня такое огромное влияние. В первую голову, Школодни – лучшая увиденная мной деконструкция в новеллах. В большинстве гаремников проявление интереса к одной сразу выводит на её рут; другие вообще себя никак не проявят (максимум, поплачут разок). Кроме новелл Кея и Катавы, оправдавших подобное тем, что в ГГ девушки влюбляются уже походу действа, смотрится это нереалистично. А тут не так: борьба за свою любовь, заявленную в начале, будет. Порой нелицеприятными методами. Но тут-то это уместно! Именно поэтому к самым крайним поворотам сюжета (даже NTR и буллингу) относишься с неким пониманием: не оправдывая и не одобряя его, ты видишь, что это имеет свои причины и чью-то личную боль. Зарисовка о попытке разрешить любовный треугольник школьников (на деле там углов куда больше) смотрится просто пугающе реалистично. И вновь для всех хорошим не будешь: разбитые сердца, слёзы – всё это тут показано и в красках. Вновь всё имеет свою цену. Неудивительно, что эта игра мне столь зашла.

И отдельно о теме яндере, изюминке игры, ВН и аниме, о моём до сих пор самом любимом женском персонаже – Котонохе Кацуре. Именно из-за неё (а не Лены или даже Юри) я поменял своё отношение к яндере (пусть Кацура таковая лишь частично): в силу её любви я настолько поверил, как не верил ни до, ни после. Именно её чувства, стремление всё для счастья любимого (стало быть, и своего) сделать, показало мне, что движет истинными яндере. Любовь. Да, она может быть не понята сразу (как не понимал я, что с Гасай) и быть странной, но она останется любовью. И этот урок из Школьных дней я вынес для себя навсегда.

2. Канон \ Kanon.

На эту позицию конкурс был пять новелл на место. Ибо все крупные игры Key цепляют (даже невероятно горький «Эпилог Томоё»). Но если уж и выбирать одну, то тут однозначно «Канон». Хотя формально не с него я с Кеем ознакомился: попытался «Кланнад» пройти, да попал на отношения с Нагисой, рут Фуко, шутки Акио и плюнул на это дело. Нужно было дозреть, посему решил начать с самых азов. И поделил новеллы на «до Канона» и «после»: настолько проникся духом Кеев и, опять же, их подходом к ценности. И тут Канон намного категоричнее ШД: жизнями других, пусть и косвенно, Юичи заплатить должен за чудо для той, что в нём нуждается. Фатализма никакого нет, решать только вам. И в жизни тоже: иногда надо держать в уме, что за нашими решениями может стоять чья-то судьба. И решать надо осторожно. Но если уж решаться, то дальше не колебаться и отстаивать выбранное. Весь Key об этом, но только Канон даёт эту идею в настолько чистом виде, что даже его аниме-адаптации выглядят намного лояльнее.

И ведь каждая из героинь настолько хороша (но мне всё равно выбирать между Макото и Наюки) и любима, что даже её маленькое чудо окажется действительно стоящим всех слёз и переживаний! Именно поэтому Канон до сих пор столь мной любим. И повлиял, безусловно, сильно: больше я не делил ВН на неэроге/эроге с сюжетом/нукиге; отныне к новеллам я стал относиться с куда большим интересом и уважением. Тот же «Кланнад» раскрылся, «Перезапись», «Проказники», да и не только Key по-другому восприниматься начал... И заметьте, вновь без аллюзий, влияния на жанры накиге и ВН в целом, создания до сих пор работающего шаблона игр Key и прочих-прочих прелестей. Знаете, я уже в третью подборку новелл вставляю Канон. Надеюсь, хотя бы сейчас вставка была уместна.

1. Бесконечное лето \ Everlasting Summmer.

Но если уж говорить о действительном влиянии на мою жизнь, то сразу вспоминается оно. Бесконечное Лето. История про «лишнего человека» нашего времени, коему дали шанс на перезапуск своей жизни, стать другим человеком и найти подружку. Идея банальна донельзя, персонажи раскрыты и прописаны куда лучше в той же Катаве (она тоже одна из моих самых любимых новелл), а в сюжете есть дыры и нестыковки, притом умышленные. Но есть душа. Душа, любовь и атмосферность, которую, кроме Лета, я увидел только в Катаве и, отчасти, Каноне и ШД. История необязательно должна быть сверхглубокой или отсылать к серьёзной философии, а не маскотам с имиджбордов (о коих я вообще не знал, пока не начал копаться в истории игры). Именно это и продемонстрировали Soviet Games (после релиза, кстати, оригинальная команда БЛ распалась): даже объективно уступая другим в художественной ценности, можно попасть куда точнее в тонкие душевные струны. Сделать так, что игра будет перепроходима и не один раз, а к миру этой игры ты сам захочешь написать историю.

Я уже говорил, что начинал с Лета. Стандартно, как многие читатели РуВН, наверно. И если на моё знакомство с аниме был теоретический шанс в виде воспоминаний об одном из аниме Миядзаки, то как бы я познакомился со всеми другими новеллами, как бы я потихоньку по-настоящему влюбился в этот жанр и завёл целый блог на эту тему? Честно, не знаю. Фанатом той же манги я так и не стал, изредка почитывая, а из ранобе только «Date a Live» в планах (и то только после перевода). Так, мой уникальный путь знакомства с новеллами и аниме берёт отсчёт из БЛ, которое уже по одной этой причине я никогда не забуду.

Бонус: трилогия Санрайдера.

Ну ещё можно вспомнить три игры, повествующие о двух параллельных вселенных: в одной космическая Одиссея Шепарда Кайто Шилдса, Асаги, Авы, Солы, Чигары и Ко, а в другом – дейт-сим с теми же персонажами. И притом именно последний сподвиг меня на изучение оригинальной игры от Love in Space, а уже она, в свою очередь, изменила моё отношение к теме космической фантастики: вновь захотелось пересмотреть «Звёздные войны» (хотя бы первые VI частей), сыграть в одну из частей «Mass Effect» (правда, руки до сих пор не дошли), да и в целом я к этом теме стал относиться куда благосклонней. Даже забавно, что на эту перемену меня сподвигла сюжетно простая новелла, пусть и с довольно симпатичными персонажами. Далеко не единичный случай, когда простые с виду вещи заставляют смотреть на многое по-новому.

Вместо итогов.

Вот и подходит к концу подборочка... Признаюсь, её составлять было ещё сложнее, чем в аниме (хотя ВН я прошёл побольше): здесь было куда больше кандидатов: Проказники, Врата Штейна, Высь, Катава... А ведь сколько ещё интересных новелл я не прошёл, начиная от Картагры и заканчивая Данганронпой и Ever17! Мне совершенно точно будет, о чём ещё поведать в мире новелл.
Здесь же лишь малая часть новелл, что смогли не просто впечатлить и отложиться в памяти, но даже поменять взгляды на искусство, литературу, фантастику или даже сам жанр визуального романа. Но, очевидно, эта история ещё далеко не окончена...
И немного послесловия: путь был долог и тернист: статьи на тысячи дочитываний сменились обзорами на пару десятков, но какую-никакую аудиторию я приобрёл. И по-прежнему продолжу играть в визуальные новеллы и радовать вас, дорогие читатели! Спасибо вам за поддержку канала всё это время!!!
Каналу ровно год!!! Источник: Яндекс.Картинки.
Каналу ровно год!!! Источник: Яндекс.Картинки.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

#визуальные новеллы #визуальная новелла #подборки игр