Добрый день!
Бирюлёвская линия ещё не начала строится, однако, уже можно подискутировать на тему строительства станции метро «Красный Строитель» или эвакуационного выхода, и её местоположение.
Для читателей незнакомых с темой расскажу кратко вводную часть.
Вначале года состоялись общественные обсуждения проекта планировки Бирюлёвской линии от «ЗИЛ» до «Бирюлёво» (рядом с о.п. "Бирюлёво-Пассажирская"). Маршрут прохождения линии можно посмотреть в отдельной статье про местоположение новых станций метро этой линии.
По задумкам авторов генерального плана Москвы (в редакции 2017 года, для присоединённых территорий), Бирюлёвская линия должна быть продлена в Новую Москву в сторону поселения Рязановское.
От конечной станции "Бирюлёво" утверждённого участка линии до следующей станции по Генплану в районе Ботанического сада ВИЛАР (Северное Бутово) расстояние ~5 км.
Согласно СНиП 32-02-2003 на перегоне между станциями на дистанции более 3000 метров следует предусмотреть "дополнительный выход для эвакуации пассажиров".
Это значит, что должен быть построен эвакуационный выход либо полноценная станция метро на посередине перегона между "Бирюлёво" и "ВИЛАР".
Исходная информация
1) Расположение конечной станции «Бирюлёво» на первую очередь:
2) Следующую станцию Бирюлёвской линии генплан Москвы хочет разместить в районе Ботанического сада ВИЛАР (Северное Бутово), близ Варшавского шоссе и улицы Грина.
С тех пор участок Бирюлёвской линии дальше ст. «Бирюлёво» не прорабатывался Институтом Генплана Москвы. Об этом можно судить по последним схемам развития метро.
3) В Адресно-инвестиционной программе 2021-2023 есть финансирование на проектно-изыскательные работы по двум участкам Бирюлёвской линии:
- Ст. метро «Клёновый Бульвар» – ст. метро «Красный Строитель».
- Ст. метро «Красный Строитель» – ст. метро «Щербинка».
- Названия станций условные. Например, Бирюлёвская линия в основной жилой массив г. Щербинки не зайдёт, но название станции «Щербинка» таки дали. Точно также и с «Красным Строителем», пересадки с одноимённой станцией МЦД-2 не будет.
- Кстати, почему-то в АИП не включён важный участок "ЗИЛ" - "Клёновый Бульвар". Ждём корректировки.
4) Пресс-служба Департамента Строительства Москвы выдала такую интересную схему:
Вроде бы всё хорошо и актуально, но откуда сотрудники Стройкомплекса взяли станцию "Красный строитель"? (Не обращаем внимание на плохо прорисованную трассировку линии)
Они же должны брать откуда-то информацию для своих схем. В проекте планировки об этой станции ни слова.
5) Техническая зона метро установлена вдоль Булатниковской улицы практически до 3-й Никопольский улицы (проектируемый проезд № 5452).
Это и будем считать отправной точкой для следующих спекуляций.
Подготовка материала для аналитики
Нас интересуют две станции — «Бирюлёво» и «ВИЛАР» (условное название у Ботанического сада в Северном Бутове).
1. Нанесём точки с указанием этих станций на Яндекс.Карту при помощи Yandex API, начертим круги вокруг точек в радиусе 3000 метров + 200 метров (погрешность линейки карты; моя погрешность в размещении точек; длина платформы 200 метров, как раз в сумме подойдёт).
2. Полученную область пересечений двух кругов переносим на конструктор карт Яндекса.
3. Добавляем трассировку линий до этих станций. Размечаем зоны (ТЭЦ, к примеру), где маловероятно пройдёт линия метро мелкого заложения. И получаем такой результат с которым можно работать:
Варианты трассировки линии
Можно сделать первый вывод. По текущим задумкам трассировки линии в поселение Рязановское (за Щербинкой), Бирюлёвская линия не будет пересекаться со станцией метро «Аннино» Серпуховско-Тимирязевской линии и пересадки на неё не будет. Не хватает расстояния.
И теперь попробую объяснить и сравнить каждый из вариантов.
- Вариант №1. Разместить станцию метро на Дорожной улице, владение 21 в Чертаново Южное.
Здесь находиться промзона Красный Строитель с многочисленными складами и автосервисами, которую активно реорганизуют и застраивают под многоэтажное жильё.
Плюсы и минусы такого варианта:
+ Можно построить жильё к западу от Дорожной улицы на месте промзоны и в отдалённой перспективе на месте воинской части Росгвардии (Минобороны, например, продало землю своей В/Ч под ЖК "Зеленая Вертикаль" у м. Лесопарковая)
+ Жильё для города это дополнительный доход (₽₽₽) в бюджет от самой стройки и от жителей в конечном итоге.
– По меркам метрополитена довольно низкий пассажиропоток в этом месте даже после застройки территории. Близость к метро "Аннино", ведущей прямо в центр, сказывается. Точки притяжения, кроме бизнес-центра и воинской части — нет.
– Несмотря на расположение близ МКАД, невозможно организовать сюда заезд автобусов из Московской области на эту станцию из-за отсутствия прямого заезда с Варшавки или Симферопольки из области, а также внешнего МКАД. Вторая "Лесопарковая" не выйдет.
- Вариант №2. Размещение эвакуационного выхода на территории ТЭЦ-26 в Бирюлёво Западное.
Нейтральный вариант. Меньше средств придётся потратить на строительство и обслуживание линии. Но такой эваковыход не принесёт пользы в транспортном обслуживании населения.
- Вариант №3 и №4. Размещение станции метро возле станции МЦД-2 «Битца» на территории Ленинского горокруга Московской области.
Рядом ТРЦ «Шёлковый путь», «Леруа Мерлен», строительный рынок «Каширский двор».
Если власть и бизнес скооперируются для развития инфраструктуры и привлечения посетителей(на Бирюлёвской линии как раз дефицит крупных торговых центров), то неплохой вариант для размещения станции метро. Но боюсь, у здешних торговых точек не такой крупный оборот, чтобы вкладываться в строительство целой станции метро.
Да и это соседний субъект федерации. Налогоплательщиков для Москвы от этого больше не станет, даже наоборот больше денег будут тратиться в другом субъекте РФ.
Вариант №5. Размещение эвакуационного выхода в Бирюлёво Западное по ту сторону железной дороги.
Ещё один вариант размещения только эвакуационного выхода. Смысл строить целую станцию метро здесь околонулевой, как и у варианта №2. ТЭЦ-26 вряд ли когда-либо перенесут, пока не будет изобретён другой источник энергии и тепла для жителей города.
Вариант №6. Размещение эвакуационного выхода/станции метро у Мазутохранилища ТЭЦ-26.
Аналог варианта №1, только по ту сторону ЖД в Бирюлёво Западное.
Здесь возможности жилой застройки ограничены санитарной зоной ТЭЦ-26 и Асфальтобетонного завода (может чего-то ещё) и можно строить только какие-либо производственные предприятия, склады, офисы, гостиницы (апартаменты) и торговые помещения.
Примеров когда станцию метро строят для "офисов" немного — это Москва-Сити. Бирюлёво-Сити вряд ли случится в ближайшие десятилетия, уж будем объективными.
Фантастический вариант №7. Станция метро возле посёлка Дубровский Ленинского городского округа.
Случилось невообразимое. Московская область изъявила желание профинансировать строительство метро, а к региону подключились застройщики.
Такое вряд ли случится в текущих реалиях по причине отсутствия выгоды самой Московской области, чтобы её жители работали в Москве.
Фантастический вариант №8. Станция метро "ВИЛАР" переносят на территорию ЖК "Южная Битца".
И тогда открывается больше возможностей по размещению станции метро в других местах Ленинского городского округа или в Бирюлёво Западное. Но серьёзно описывать это не буду =)
Станция метро или эвакуационный выход?
Читатели могут интересоваться вопросом, почему я пишу про выбор между станцией метро или эвакуационный выход?
Вернёмся к тому же нормативу про перегоны в 3 километра. В своё время ст. м. «Мякинино» могла остаться эваковыходом вместо полноценной станцией Московского метрополитена, т.к. перегон «Строгино - Волоколамская» составляет ~4 км. Но вмешался частный капитал.
На той же синей линии вместо полноценной станции метро «Троице-Лыково» был оставлен задел для неё на перегоне «Крылатское - Строгино» (самый длинный перегон в Московском метрополитен, ~6.6 км и там есть второй эваковыход). Сейчас на «Троице-Лыково» техническая платформа для внештатных ситуаций (которых, надеюсь, никогда не случится).
Сейчас же у проектировщиков Рублёво-Архангельской линии была (может остаётся) дилемма в схожей ситуации. Либо строить станцию метро «Липовая Роща» либо ограничиться эваковыходом (или заделом). Решили построить станцию метро.
На этом всё =)
Спасибо за прочтение статьи! Буду рад, если кого-то тоже заинтересовал этот вопрос. Пишите в комментариях)
P.S. Это часть будущей статьи про продление Бирюлёвской линии в Новую Москву.