Найти тему
Валерий Грачиков

Как хотите, воеводы русские, так Киев и обороняйте

Сколько ни встречаюсь с историями полного пофигизма обывателей в отношении своей безопасности, столько не устаю удивляться. Понятно, что времена бывали разные и ситуации тоже, но как-то в голове не укладывается, как можно, например, поставлять продовольствие врагам, с которыми воюет твоя армия и которые стоят не где-то там далеко, а буквально в нескольких десятках километров. А славные бюргеры Нидерландов именно так и делали во время длинной Восьмидесятилетней войны. Впрочем, свои, близкие и родные малороссы были ничем не лучше.

В феврале-марте 1654 года после Переяславской рады, согласно договоренности с Богданом Хмельницким и казацкой верхушкой на территорию Гетманщины вступили русские гарнизоны, занявшие важные в морально-политическом и военном отношении города. В первую очередь для России таковым являлся Киев – «мать городов русских», бывшая столица Древнерусского государства и, наконец, резиденция митрополита.

На самом деле в тогдашней Гетмащине Киев имел значение именно как резиденция митрополита, а в политическом и военном плане важнее были другие города, но не суть. Для Москвы Киев был принципиально важен.

Когда русские воеводы вступили в Киев с гарнизоном, они несколько обалдели, как рассказывает нам книга «Царские воеводы и гарнизоны на Украине» историков Великанова и Лазарева. Город, который им в ближайшем будущем предстояло защищать как минимум от поляков, не имел единой системы укреплений, да и те, которые имелись, находились, мягко говоря, в плачевном состоянии. Оборонять город было сложно до невозможности, поэтому воеводы Куракин и Волконский сразу же поставили вопрос о том, что в городе надо стоить новый острог. Кроме того, размещать гарнизон было негде – казарм не было, поэтому русский гарнизон развели на постой по киевским мещанам, что радости тем не добавило.

-2

С постройкой укреплений сразу же начались проблемы. Дело в том, что царским воеводам надо было договариваться:

а) с казачьим начальством, то есть с киевским полковником

б) с городскими властями Киева

в)с киевским митрополитом.

То есть в городе было три власти, то есть договориться о чем-то было сложно до невозможности, так как у каждого были свои интересы, которые волновали в первую очередь, а с общим делом обороны разбираться должны были сами воеводы как-нибудь, раз русские взялись за оборону Киева.

Дошло до того, что киевский митрополит Сильвестр предложил русским воеводам построить свою крепость … примерно в 20 верстах от города. Дело в том, что самое удачное место для строительства укрепленного острога, выбранное воеводами, принадлежало митрополии. И митрополит уперся, не соглашаясь ни на какие предложения об обмене или продаже земель, а на все уговоры грозил русским «карами небесными».

И только когда воеводам удалось склонить на свою сторону казачьих полковников и городскую верхушку, киевский митрополит сменил гнев на милость и согласился с необходимостью строительства. Интересно, что митрополит Сильвестр попросил царских воевод не писать о возникшем конфликте в Москву, но те все равно написали, по совету казачьих полковников.

-3

Кстати, сами русские в дальнейшем проявили себя энергично. Уже через пару месяцев частокол был готов, так что Павел Алеппский, проезжавший вместе с антиохийским патриархом через Киев в 1654 году, написал о русском гарнизоне:

«Московитяне обладают светлым умом подобно франкам, ибо они изобрели приспособление для укрепления этой крепости…»

Вот и приходилось царским воеводам проявлять свой светлый ум, чтобы оборонить только что перешедший под царскую руку город, горожане которого не очень-то рвались обороняться от кого бы то ни было.

-----

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм