В случае спора признание постройки самовольной и проверка правомерности ее сноса осуществляются судом, в том числе в процедуре оспаривания решения о сносе самовольной постройки или в процедуре оспаривания действий по ее сносу. Так, органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в строго ограниченных случаях.
Во-первых, при условии отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведена постройка, при этом наличие таких документов обязательно на дату начала строительства такого объекта;
Во-вторых, вид разрешенного использования участка с размещенной на нем самовольной постройкой не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
В-третьих, самовольная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
В-четвертых, постройка создана без разрешения на строительство, при том необходимость наличия этого разрешения установлена законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Однако в отдельных случаях органы местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе самовольных построек:
Во-первых, самовольные постройки возведены на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключение - если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;
Во-вторых, в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома;
В-третьих, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 г.);
В-четвертых, в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.
Срок для сноса самовольной постройки и для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки. При этом срок для сноса не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года (сейчас этот срок - от трех месяцев до одного года).
Если лицо, на которое возложена обязанность по сносу самовольной постройки или приведению в соответствие с установленными требованиями, не выполнит эту обязанность, то наказание может грозить собственнику земельного участка, на котором возведена постройка вплоть до изъятия земельного участка. Причем решение об изъятии не будет зависеть от того, кто возвел самовольную постройку - сам собственник участка или третье лицо, например арендатор.
Так, согласно ст. 9.5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию влечет наложение штрафных санкций в размере от двух тысяч до одного миллиона в зависимости от субъекта правоотношений.
Подписывайтесь на канал!
С нами вы всегда и везде будете юридически подкованы!
БИЗКОНГРУПП. +7(495)740-69-76. bizkon.ru