От минимальной работоспособности к повышению эффективности.
В исходной формулировке от Г.С.Альтшуллера закон энергетической проводимости системы относится к разделу "статика" - условия необходимые для существования системы. Формулировка была следующая:
Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является сквозной проход энергии по всем частям системы.
И верно: в любой технической системе, дабы выполнять главную функцию, необходимо передать энергию от двигателя/источника через трансмиссию к рабочему органу. И не важно, источник энергии - рука человека или баллон с сжатым воздухом: чтобы система заработала, энергия должна передаваться к, например, бойку, который стукнет по гвоздю.
Не передаётся энергия, не будет выполняться функция, не допридумал ты свою систему, дорогой изобретатель! Лучший, на мой взгляд, пример на тему "обеспечил правильный проход энергии - создал красивую систему" — это задача о нагреве вещества, находящегося внутри вращающейся центрифуги. Вне центрифуги почти любой источник энергии есть, но вот "потребитель" находится внутри центрифуги, и прямую передачу тепла не обеспечить. Однако ж, учитывая наличие вращения, достаточно обеспечить источник магнитного поля, снаружи, а внутри разместить диск из ферромагнетика. Энергетическая проводимость налажена, цепочки правильных энергетических преобразований придуманы, система имеет право жить!
На сегодняшний день мы пользуемся формулировкой закона, которая подразумевает и дальнейшее развитие, совершенствование систем:
В процессе развития ТС, содержащих потоки вещества, энергии и информации, происходит повышение эффективности использования этих потоков.
Пример - бытовые кухонные плиты.
Газовые плиты нагревают посуду и имеют КПД 30-60%, электроплиты с резистивными нагревательными элементами нагреваются сами, затем посуду и их КПД уже 60-70%, индукционные плиты нагревают посуду, сами же почти не нагреваются, КПД их доходит до 90%. Снижены утечки, повышена эффективность передачи потока энергии.
А когда по одному потоку минимизированы потери, можно позаботиться и о другом. Например, горячая вода подается по трубам давно без потерь - нет протечек, но вот тепло-то рассеивается... И здесь чугунные трубы меняются на пластиковые, чтобы при "транспортировке" воды рассеивалось меньше тепла. Батареи же остаются металлическими (и продолжают совершенствоваться!), чтобы отдавать больше тепла.
Ну, а про информационные потоки примеров - бесконечное множество. Вот два классических.
Первый - RDS (Radio Data System), знакомый большинству по автомагнитолам - передача дополнительных данных по уже привычному нескольким поколениям радиодиапазону. Начало этой истории положили прагматичные немцы, которые в 70-е годы прошлого века решили через радиостанции извещать водителей о пробках на дорогах Германии. Теперь из УКВ диапазона мы можем получить название радиостанции, исполнителя песни и т.п. и увидеть текст на дисплее магнитолы. С точки зрения ЗРТС мы имеем более эффективное использование инфо-потока, нагрузив его дополнительным функционалом.
Второй пример - PLC (Power line communication). Здесь подразумевается использование силовых электросетей для высокоскоростного информационного обмена. Данные передаются путем накладывания аналогового сигнала поверх стандартного переменного тока частотой 50-60 Гц. То есть используем существующий поток энергии для передачи "сигнальной информации". Для тех, кто сейчас запутался - простым языком: можно воткнуть обычную вилку в обычную розетку и получить оттуда не только энергию, но и весь интернет.
С точки зрения ЗРТС: расширяем функционал простого потока энергии, нагрузив его инфо-потоком.
Всем желаю не только черпать энергию из мест силы, но и повышать эффективность проходящих через вас потоков!
- Станислав Колчанов, консультант по ТРИЗ ЦСТ Analytera
Предлагаем подписаться на наши соцсети: Вконтакте , Фейсбук , YouTube , а также канал Telegram
1. С базовыми методиками и инструментами ТРИЗ для решения производственных задач вы можете ознакомиться на нашем курсе "ТРИЗ для инженеров"
2. Тех, кому интересна тема ТРИЗ в углубленном варианте, мы приглашаем на курс Решение конструкторских и производственных проблем с помощью АРИП-2009ПТ (Алгоритм Решения Инженерных Проблем)