Женщину по имени Анна судьба как будто испытывала - причем как при жизни, так и после смерти.
Нет, сначала все было хорошо. Она родилась в Ростове в семье тамошних удельных князей, выросла в этом древнем и красивом городе, когда подошло время – девушку выдали замуж за тверского князя Михаила Ярославича.
Жили ладно, она родила ему четверых сыновей, но вот единственная дочь Феодора умерла во младенчестве. Впрочем, это по тем временам – более чем обычная вещь.
Но потом муж сцепился с московскими князьями, началось многолетнее соперничество Москвы и Твери. Дальнейшую историю я уже рассказывал в главе про Тверь.
Мужа, Михаила Тверского, в Орде забили в колодки, а позже зарезали люди московского князя Юрия.
Старший сын – Дмитрий по прозвищу Грозны Очи - встретив однажды в Орде князя Юрия, не сдержался и зарубил убийцу отца. За что и был приговорен к смерти и казнен в Орде.
Новым князем Твери стал второй сын – Александр. При нем в городе вспыхивает восстание, в ходе которого убивают ханского посла Щелкана Дудентьевича и вырезают всех татар в городе – поголовно. Александр бежит от ханского гнева, много лет скитается в изгнании, потом возвращает себе престол. По навету москвичей вызван в Орду, поехал с сыном Федором, казнили обоих.
Вслед за дочерью, мужем и первенцем Анна хоронит второго сына и внука.
Ну а после того, как из Орды не вернулся третий сын, великий князь Константин Михайлович - по разговорам, был отравлен - Анна в 1367 году уехала в Кашин к последнему, четвертому и младшему сыну Василию.
Как писала в своих стихах Анна Ахматова: «Анна — в Кашин, уж не княжити, лен колючий теребить!».
В Кашине она умерла, не прожив там и года, и приняв перед смертью постриг.
Прошло много лет и память о тверской княгине стерлась, а ее трагичная судьба давно забылась. Но История – дама непредсказуемая, и иногда она выдергивает людей из забвения.
Княгиню Анну вспомнили два с половиной столетия спустя, в 1611 году. Однажды хворому пономарю кашинского Успенского собора Герасиму приснилась видная женщина в монашеских одеждах, которая назвала себя Анной, пообещала помочь с исцелением, но и обиженно вычитала нотацию: «Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него, и никто им этого не возбраняет. Я вами небрегома и преобидима. Неужели нет среди вас разумного человека, и никто из вас доселе этого не понимает? И докуда будете вы меня попирать ногами? Разве вы не знаете, что я молю всемилостивого Бога и Богородицу, да не предан был бы город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?!».
Вскоре пономарь чудесным образом выздоровел. Подняв старые книги, кашинцы быстро вычислили – что же за Анна это была, и к гробу давно почившей ростовской уроженки повалил народ. Исцеления продолжались, слухи становились все громче и распространялись все шире. Вскоре кашинцы уже в голос судачили о том, что лишь стараниями небесной заступницы во время недавней Смуты враги трижды подходили к городу, но так и не сумели его разорить.
Тем временем рассказы об Анне Кашинской дошли до столицы и до самого батюшки-царя. В Кашин была отправлена церковная комиссия для освидетельствования мощей: архиепископ Тверской и Кашинский Иона, архимандрит Андроникова монастыря Сильвестр и игумен Данилова монастыря Иоанн. Комиссия подтвердила выполнение всех условий для канонизации.
В 1649 году на Поместном соборе под председательством патриарха Никона благоверная княгиня Анна была причислена к лику святых во всей Русской поместной церкви.
А в Кашин отправился сам царь с супругой и сестрами. По прибытии Алексея Михайловича и в присутствии всего населения города и близлежащих сел мощи святой Анны были торжественно открыты. Все могли убедиться, что тело действительно сохранилось практически нетленным, более того – пальцы правой руки были сложены в крестное благословение: «согбенна яко благословящая». Царь Алексей Михайлович был столь впечатлен, что и в следующем, 1650 году, вновь отправился в паломничество в Кашин, а его супруга с дочерями вышили богатый покров с ее изображением на открытый гроб великой княгини.
Но история Анны Кашинской на этом вовсе не закончилась. Причиной резкого изменения уже посмертной ее судьбы стала та самая знаменитая «благославляющая длань». В стране началась церковная реформа Никона, вызвавшая Раскол. И тут кто-то обратил внимание, что кашинская святая благословляет всех двумя пальцами – а не тремя, как ныне требует патриарх.
Можете себе представить, во что это вылилось при том страшном противостоянии расколотого общества. В Кашин на поклонение повалили толпы народа, держащегося «старой веры».
А вскоре вслед за ними прибыла и церковная комиссия, направленная официальной церковью: митрополит Рязанский Иосиф, архиепископ Тверской Симеон, игумен Доброго монастыря Варсонофий, протопоп собора Николая Гостунского Иоанн Лазарев.
Уважаемая комиссия, изучив вопрос, обнаружила многочисленные нарушения, допущенные в процессе канонизации Анны Кашинской. После чего срочно созванный Малый церковный собор постановил: житие и чудеса объявить недостоверными, канонизацию отменить как ошибочную, покров и иконы Анны Кашинской отправить в Москву, новых икон не писать, церковь, построенную в ее честь - закрыть до особого распоряжения. Самое главное – комиссия установила, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Правда, проверить это было уже затруднительно – комиссия повелела гроб закрыть и запечатать архиерейскими печатями.
Дальше создалась интересная ситуация. Староверы никогда не переставали чтить Анну Кашинскую и неоднократно просили передать им мощи разжалованной святой. Неофициально ее продолжали почитать и прихожане РПЦ, особенно в самом Кашине, где только в XVIII веке за ней было записано более 40 чудес. Знаете же - как это на Руси бывает: "Ты, Василиса, в собор к Анне сходи со своей бедой, я тебе ее могилку покажу. Москвичи ее почитать не велели, но все люди в один голос говорят - помогает она! Заступница она наша небесная!".
Кстати, жители Кашина не только шептались, но и неоднократно официально обращались в Синод с прошением о восстановлении почитания небесной покровительницы города - как минимум в 1853, 1860 и в 1901 годах.
Но вопрос сдвинулся с мертвой точки только после появления указа «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года, вернувшего староверам гражданские права, в частности, разрешившего им строить церкви и вести службы. Частично реабилитированные старообрядцы мгновенно подали прошение на передачу им мощей Анны Кашинской, раз уж святость последней не признается государственной церковью. После этого встревожились и официальные представители РПЦ. В периодике появились статьи священников, где прямо говорилось: "Не ровен час, старообрядцы добьются получения мощей княгини Анны, почитание которой у нас запрещено".
После этого в 1908 году Николаем II было дано согласие на повторную канонизацию Анны Кашинской, которая состоялась в 1909 году в присутствии великой княгини Елизаветы Федоровны – будущей основательницы Марфо-Мариинской обители. Присутствовала на торжествах и делегация старообрядческой церкви.
Тогда же, в 1909 году, Русской православной церковью в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, а Русская православная старообрядческая церковь в том же году построила храм Анны Кашинской в подмосковном селе Кузнецы.
С тех почитание Анны Кашинской не прерывалось в обеих церквях.
Ну а в 2009 году в Кашине торжественно открыли памятник небесной заступнице города.
Любопытно, что автором памятника стал народный художник России Андрей Ковальчук – тот же, что создал для Твери монумент Михаилу Тверскому, изваяв таким образом и мужа, и жену.
____________
Это отрывок из новой главы моей книги об исторических регионах России "Царский титул в картинках". Книгу можно прочесть здесь - https://author.today/reader/76682/604279