Пути Господни неисповедимы. У храмов, также как и у людей, бывают разные судьбы. Иногда они настолько удивительны, что не перестаешь удивляться Божьему Промыслу. А, заодно, понимаешь, что не бывает перед Богом напрасных жертв.
Яркий пример тому, Петропавловский храм в Лыткарино – дважды поруганная святыня, омытая кровью священномучеников, до конца оставшихся верными сынами Церкви. Долгих 53 года простоял этот храм оскверненным, а сегодня избрал его Господь для пребывания величайших христианских святынь - таких, что и в столичных храмах если есть, то выносятся из алтаря лишь в редкие дни Светлых Праздников.
ПЕРИОД РАСЦВЕТА
Храм был построен в 1805 году потомками небезызвестного уральского предпринимателя Акинфия Демидова. Однако уже через семь лет, во время войны 1812 года, он был полностью разорен и разрушен солдатами Наполеона. После разгрома французской армии пришлось полностью восстанавливать здание и заново его освещать.
Период расцвета приходской жизни пришелся на вторую половину XIX века, когда село Петровское (так тогда назывался город Лыткарино) приобрела княгиня Елизавета Николаевна Чернышева, вдова министра внутренних дел Российской Империи.
Это была незаурядная женщина. Праправнучка генерала-фельдмаршала Степана Апраксина и графа Никиты Зотова (воспитателя Петра I), фрейлина государыни, статс-дама, награжденная орденом святой Екатерины. Несмотря на громкие титулы, Елизавета Николаевна с удовольствием оставляла придворную жизнь и свой модный петербургский салон на Малой Морской улице, и уединялась в родовом имении.
Ее стараниями приход принял нынешний облик. Княгиня не жалела средств на содержание и внутреннее убранство храма. На его территории она построила богадельню с больницей для крестьян. Здесь же Елизавета Николаевна мечтала обрести последний приют, и потому распорядилась пристроить к храму каменную усыпальницу, которая долгие годы оставалась родовым склепом князей Чернышевых и Барятинских.
По завещанию княгини все проценты от ее капитала должны были направляться на содержание храма и богадельни. Она даже позаботилась о старом церковном стороже, оставив ему 200 рублей серебром и распорядившись построить для него небольшой каменный домик.
ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.
С наступлением революционных событий все изменилось. Был издан декрет «О свободе совести». На деле же никакой свободы не было. Новые представители власти сразу объявили крестьянам, что посещать храм не рекомендуется. Одна из жительниц вспоминала: «Власти запрещали посещать церковь Божию. Грозили. Мы слышали колокольный звон и понимали, что идет служба, но идти боялись. Сидели у окошка и плакали».
Затем произошли еще более страшные события. В конце 30-х годов прошлого столетия было принято решение об уничтожении храма. Нашлись люди, которые с боевым задором сбросили с куполов золотые кресты и колокола с колокольни. Во дворе развели костер и на глазах ошеломленных селян жгли иконы. Но ведь и этого кощунства властям показалось мало: как же было в порыве пролетарской ненависти не разорить княжеский склеп и не разворотить приходское кладбище! Бог судья этим людям. Говорят, что какой-то сердобольный татарин не побоялся прийти ночью и собрать останки Елизаветы Николаевны и ее супруга, Александра Ивановича, героя Отечественной войны 1812 года и сражения под Аустерлицем. Он захоронил их в безвестной могиле на соседнем погосте. В наши дни волонтеры пытались было определить это место, только где же его теперь найдешь…
Не обошла беда стороной и двух последних настоятелей храма: пресвитера Лаврентия Гримальского и иеромонаха Гавриила Гура. Оба этих воина Христова, проповедовавших подобно первым апостолам в окружении безверия и богоборчества, были арестованы и приняли мученическую кончину на Бутовском полигоне вместе с еще двадцатью тысячами подобных им священнослужителей.
На долгих 53 года стал бывший Апостольский храм местом, куда складывали ненужную рухлядь и разный хлам. Был тут и бакалейный магазин, и молочная лавка, и бумажная мастерская, и даже общежитие.
ВОЗРОЖДЕНИЕ. МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ ВЕЛИЧАЙШИХ СВЯТЫНЬ ХРИСТИАНСКИХ.
В конце 80-х годов прошлого века люди в свободное время стали приходить на место заброшенных руин и расчищать скопившийся здесь мусор. Образовалась небольшая христианская община. Через год местные жители добились передачи того, что осталось от некогда величественного храма Православной Церкви. И 21 ноября 1991 года, в праздничный день Собора Архангела Михаила, здесь состоялось первое богослужение.
Сегодня паломники приезжают сюда со всей России, чтобы поклониться бесценным христианским реликвиям:
- частице Древа Животворящего Креста Господня, на Котором страдал Спаситель, искупая наши грехи
частицам мощей:
- Первоверховного апостола Петра и Андрея Первозванного.
- великих Божиих угодников Николая Мирликийского и Василия Великого
- великомучеников Пантелеймона Целителя и Георгия Победоносца
- преподобного Антония Великого – редчайшей христианской святыне, ведь, как известно, тело святого было надежно спрятано, чтобы никто не нашел его. А этот святой очень почитаем верующими, поскольку покровительствует активному долголетию и облегчает возрастные болезни.
- преподобных Сергия Радонежского и Амвросия Оптинского
- исповедника и целителя Луки Крымского и новомученикам российским.
А еще в этом храме есть две очень почитаемые иконы: священномучеников Леонития Гримальского и Гавриила Лыткаринского (Гура) – небесных покровителей возрожденного прихода. Каждое значимое дело здесь начинается с молебна бывшим настоятелям, апостолам минувшего столетия.