Найти тему

Как соловецкие отшельники противостояли опричнине и Ивану Грозному

В страшные годы правления Иоанна Грозного и разгула опричников Соловецкий монастырь сыграл свою, хоть и очень неоднозначную роль.

В 1566 году Царь Иоанн IV предложил соловецкому игумену Филиппу стать митрополитом Московским и всея Руси. По всей видимости, Иван Грозный верил, что святость соловецкого отшельника поможет ему замолить все грехи. Филипп долго отказывался и убеждал государя отменить опричнину. Грозный же, уверенный, что вокруг него одни заговоры, был убежден в ее необходимости. В конце концов игумен таки дал свое согласие принять высокий сан, видимо, надеясь, что сможет защитить больше невинных душ, будучи митрополитом.

Но его надежды не оправдались - через 2 года за защиту невинных людей и обещание царю Страшного Христова суда Грозный решает устроить свой суд - над митрополитом. Чтобы доказать, что святость Филиппа отнюдь не настоящая и пошатнуть тот огромный авторитет, который митрополит Московский имел на всей территории Руси, он отправил на Соловки целую делегацию бояр и священников, не смевших перечить царю. Результатом их поездки на северные острова стало согласие действующего игумена и других старцев выступить на суде с ложными обвинениями, порочащими Филиппа.

"Иоанн Грозный и митрополит Филипп" (О. Кузьмин)
"Иоанн Грозный и митрополит Филипп" (О. Кузьмин)

Этим же летом старцы отправились в Москву, где и предстали 4 ноября со своими "откровениями" перед Собором. В результате их выступлений бывшего митрополита обвинили в колдовстве (была, получается, и на Руси "охота на ведьм"), сняли с него сан и через несколько дней в Никольском монастыре заковали в кандалы. Причем организовано все было, как настоящее театральное действо - опричники толпой ворвались в храм, где митрополит вел службу, зачитали пасквильные доносы на него, содрали облачение первосвященника и швырнули в дровни, чтобы отвезти в заточение.

Но соловецкие отшельники, соглашаясь оклеветать своего бывшего игумена, не учли характер царя. Всплески жестокости на грани безумия перемежались у Грозного с приступами покаяния (Причины такого поведения - отдельный разговор и, возможно отдельная статья).

В итоге Иван Грозный, в очередной раз раскаиваясь в содеянном, направил свой гнев именно на соловецких монахов, предавших своего игумена. Все отшельники, дававшие показания против святителя Филиппа, были сосланы в разные монастыри, а казна Соловецкого монастыря арестована. Тем временем Малюта Скуратов приехал в Тверской Отроч Успенский монастырь, где был заточен Филипп, якобы за благословением на поход царя с опричниками на Новгород, на новые казни и зверства.

"Малюта Скуратов и митрополит Филипп" (Н. Неврев)
"Малюта Скуратов и митрополит Филипп" (Н. Неврев)

По преданиям митрополит еще за три дня до визита Скуратова знал, что конец его уже близок. И, когда Малюта с притворным смирением попросил о благословении, святитель отказал ему в нем, сказав, чтобы тот "делал то, за чем пришел." Скуратов задушил митрополита подушкой, сказав монахам, что митрополит задохнулся от духоты в келье. С тем же известием вернулся Малюта и к царю. Было ли на самом деле дано Скуратову царское повеление на убийство, сейчас уже не узнать. Но очень похоже на то, что вряд ли опричник решился бы на убийство первосвященника, пусть и опального, по собственной воле.

Тело святителя Филиппа было спешно зарыто за алтарем Соборной церкви монастыря, где оно и пролежало до 1591 года, пока по просьбе соловецких монахов мощи святителя не были перенесены в Соловецкую обитель. (Не знаю, правда это или нет, но, по свидетельству очевидцев, вскрывавших могилу, не только тело, но и одежда бывшего митрополита были не тронуты тленом.) В 1652 мощи святителя были перенесены в Москву, где и хранятся по сей день в Кремле в Успенском соборе.

На Соловки же были направлены царевы слуги - для переписи имущества монастыря и передачи его новому игумену. На тот момент на территории монастыря было уже несколько каменных церквей и собор. В хозяйстве обители значились 3 солеварни и 3 мельницы, 60 волов и 71 лошадь. Но, самое главное - в обители был настоящий флот, состоявший из 7 лодий для хождения по морю и 15 больших карбасов. Монастырь начинал играть в стране намного более значительную роль, чем просто монашеская пустынь.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение этой истории, а начало рассказа о Соловках можно прочесть здесь:

Незнакомая история знаменитых Соловков

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц