Этот приз в отечественном кинематографе был учрежден в конце 80-х годов. И первые призы получали еще советские фильмы. Не так давно стало любопытно, а какой же фильм признавали лучшим наши многоуважаемые киноакадемики.
1988: "Покаяние" (Режиссер: Тенгиз АБУЛАДЗЕ)
Удивительная и совершенно роскошная психологическая драма. Годом ранее эта лента взяла Гран-При на Каннском Кинофестивале. Это завершающая часть целой кино-трилогии АБУЛАДЗЕ. Грузинское кино 80-х это вообще что-то невероятное и феноменальное. И "Покаяние" один из лучших фильмов того времени вообще.
1989: "Холодное лето пятьдесят третьего... (Режиссер: Александр ПРОШКИН)
Пожалуй один из лучших фильмов, снятых на закате СССР. Совершенно потрясающая игра Валерия ПРИЕМЫХОВА и Анатолия ПАПАНОВА, для которого этот фильм стал последним в жизни. Фильм собрал призы не только у нас в стране, но и на международных фестивалях. А исполнители главных ролей получили Государственные премии СССР.
1990: "Ашик-Кериб" (Режиссеры: Сергей ПАРАДЖАНОВ/Давид АБАШИДЗЕ)
Фильм хотя и снят по сюжету сказки, но снят шикарно и даже и не скажешь что это сказка. Создатели наполнили ленту очень тонкой философией. Фильм настолько был принят в Европе, что его настоятельно предлагали номинировать на "Оскар". А вот в нашей стране лена в широкий прокат не попала, из за чего мало кто вообще знает об этой последней законченной работе ПАРАДЖАНОВА.
1991: "Астенический синдром" (Режиссер: Кира МУРАТОВА)
Фильм был снят еще в СССР и вызвал настолько негативную реакцию у партийного руководства, что прокат этой ленты был очень сильно ограничен. Для восприятия фильм очень непростой, но работа достойная. Две по сути дела самостоятельные части, как бы фильм в фильме. И в целом лента очень точно передает то жутко депрессивное настроение которое царило в обществе в те годы.
1992: "Небеса обетованные" (Режиссер: Эльдар РЯЗАНОВ)
Мэтр нашего кино сразил этим фильмом наповал. И в других комедиях РЯЗАНОВА всегда был какой-либо социальный подтекст, но в этой работе все было сказано напрямую. Огромное количество звезд нашего кино. В тот год на премию номинировался еще один шедевр, "Паспорт" Георгия ДАНЕЛИИ, но приз достался работе РЯЗАНОВА.
1993: "Анкор, еще Анкор" (Режиссер: Петр ТОДОРОВСКИЙ)
Ну вот тут даже не знаю как реагировать. В тот год на лучший фильм номинировалась "Урга" Никиты МИХАЛКОВА, которую я считаю очень сильно работой. И "Охота на бабочек" Отара ИОСЕЛИАНИ. Но приз почему то достался пошловатому "Анкору". Не самое выдающееся творение нашего кинематографа.
1994: "Макаров" (Режиссер: Владимир ХОТИНЕНКО)
Настроение 90-х начало переходить и в кино, поэтому во всей красе расцвел жанр "криминальная мелодрама". Но "Макаров" фильм отличный. годом ранее собрал кучу призов, в том числе и на международных фестивалях. Ну и МАКОВЕЦКИЙ предстал в очень необычном амплуа.
1995: "Увлеченья" (Режиссер: Кира МУРАТОВА)
Без комментариев. В тот год выбирать особо было не из чего. МУРАТОВУ я глубоко уважаю, но фильм данный принять было очень тяжело. По мне так "Подмосковные вечера" Валерия ТОДОРОВСКОГО куда сильнее.
1996: "Особенности национальной охоты" (Режиссер: Александр РОГОЖКИН)
Никаких сомнений в победе этого фильма не было изначально. Да, нелепый. Да, простой. Да, много водки (хотя водки много не бывает). Но фильм любят, знают и давно растащили на мемы и цитаты. Тут даже и добавить нечего.
1997: "Кавказский пленник" (Режиссер: Сергей БОДРОВ-Старший)
События Чеченской войны нашли свое отражение и в кино. Хотя за основу сценария было взято произведение Льва ТОЛСТОГО, но даже через сто лет этот рассказ оказался, увы, актуальным. Отлично подобранный актерский состав. Классный сюжет. Не случайно лента была номинирована на "Золотой Глобус" и "Оскар".
1998: "Вор" (Режиссер: Павел ЧУХРАЙ)
Не хотел бы в тот год оказаться на месте киноакадемиков. Выбирать лучшего между "Вором" ЧУХРАЯ и "Братом" БАЛАБАНОВА не пожелаешь никому. Но выбор был сделан. Зато "Брату" досталось гораздо больше зрительского признания. "Вор" фильм не менее шикарный. И может даже более сложный для восприятия.
1999: "Про уродов и людей" (Режиссер: Алексей БАЛАБАНОВ)
Не самая известная работа БАЛАБАНОВА, но именно с этой работой наш прославленный режиссер единственный раз взял "Нику". А фильм очень тяжелый. Необычный подход (стилизация под немое кино), весьма звездный состав актеров и собственно, их потрясающая игра. Смотреть стоит однозначно.
2000: "Хрусталёв, машину!" (режиссер: Алексей ГЕРМАН)
Еще одна далеко не самая однозначная победа. Народная любовь того года была отдана фильму "Ворошиловский стрелок". Который на мой взгляд совершенно точно сильнее, душевнее и проще чем "Хрусталёв". Лента ГЕРМАНА очень тяжелая для восприятия. Сам режиссер говорил, что к просмотру надо готовиться. Но тем не менее, академики посчитали эту работу более достойной главного приза.
Ну а победителях после 2000 года поговорим позже.