Найти в Дзене
Хорошее кино

Победители премии "Ника" за лучший игровой фильм 1988-2000

Этот приз в отечественном кинематографе был учрежден в конце 80-х годов. И первые призы получали еще советские фильмы. Не так давно стало любопытно, а какой же фильм признавали лучшим наши многоуважаемые киноакадемики.

1988: "Покаяние" (Режиссер: Тенгиз АБУЛАДЗЕ)

Кадр из фильма "Покаяние"
Кадр из фильма "Покаяние"

Удивительная и совершенно роскошная психологическая драма. Годом ранее эта лента взяла Гран-При на Каннском Кинофестивале. Это завершающая часть целой кино-трилогии АБУЛАДЗЕ. Грузинское кино 80-х это вообще что-то невероятное и феноменальное. И "Покаяние" один из лучших фильмов того времени вообще.

1989: "Холодное лето пятьдесят третьего... (Режиссер: Александр ПРОШКИН)

Кадр из фильма "Холодное лето пятьдесят третьего"
Кадр из фильма "Холодное лето пятьдесят третьего"

Пожалуй один из лучших фильмов, снятых на закате СССР. Совершенно потрясающая игра Валерия ПРИЕМЫХОВА и Анатолия ПАПАНОВА, для которого этот фильм стал последним в жизни. Фильм собрал призы не только у нас в стране, но и на международных фестивалях. А исполнители главных ролей получили Государственные премии СССР.

1990: "Ашик-Кериб" (Режиссеры: Сергей ПАРАДЖАНОВ/Давид АБАШИДЗЕ)

Кадр из фильма "Ашик-Кериб"
Кадр из фильма "Ашик-Кериб"

Фильм хотя и снят по сюжету сказки, но снят шикарно и даже и не скажешь что это сказка. Создатели наполнили ленту очень тонкой философией. Фильм настолько был принят в Европе, что его настоятельно предлагали номинировать на "Оскар". А вот в нашей стране лена в широкий прокат не попала, из за чего мало кто вообще знает об этой последней законченной работе ПАРАДЖАНОВА.

1991: "Астенический синдром" (Режиссер: Кира МУРАТОВА)

Кадр из фильма "Астенический синдром"
Кадр из фильма "Астенический синдром"

Фильм был снят еще в СССР и вызвал настолько негативную реакцию у партийного руководства, что прокат этой ленты был очень сильно ограничен. Для восприятия фильм очень непростой, но работа достойная. Две по сути дела самостоятельные части, как бы фильм в фильме. И в целом лента очень точно передает то жутко депрессивное настроение которое царило в обществе в те годы.

1992: "Небеса обетованные" (Режиссер: Эльдар РЯЗАНОВ)

Кадр из фильма "Небеса обетованные"
Кадр из фильма "Небеса обетованные"

Мэтр нашего кино сразил этим фильмом наповал. И в других комедиях РЯЗАНОВА всегда был какой-либо социальный подтекст, но в этой работе все было сказано напрямую. Огромное количество звезд нашего кино. В тот год на премию номинировался еще один шедевр, "Паспорт" Георгия ДАНЕЛИИ, но приз достался работе РЯЗАНОВА.

1993: "Анкор, еще Анкор" (Режиссер: Петр ТОДОРОВСКИЙ)

Кадр из фильма "Анкор, еще Анкор"
Кадр из фильма "Анкор, еще Анкор"

Ну вот тут даже не знаю как реагировать. В тот год на лучший фильм номинировалась "Урга" Никиты МИХАЛКОВА, которую я считаю очень сильно работой. И "Охота на бабочек" Отара ИОСЕЛИАНИ. Но приз почему то достался пошловатому "Анкору". Не самое выдающееся творение нашего кинематографа.

1994: "Макаров" (Режиссер: Владимир ХОТИНЕНКО)

Кадр из фильма "Макаров"
Кадр из фильма "Макаров"

Настроение 90-х начало переходить и в кино, поэтому во всей красе расцвел жанр "криминальная мелодрама". Но "Макаров" фильм отличный. годом ранее собрал кучу призов, в том числе и на международных фестивалях. Ну и МАКОВЕЦКИЙ предстал в очень необычном амплуа.

1995: "Увлеченья" (Режиссер: Кира МУРАТОВА)

Кадр из фильма "Увлеченья"
Кадр из фильма "Увлеченья"

Без комментариев. В тот год выбирать особо было не из чего. МУРАТОВУ я глубоко уважаю, но фильм данный принять было очень тяжело. По мне так "Подмосковные вечера" Валерия ТОДОРОВСКОГО куда сильнее.

1996: "Особенности национальной охоты" (Режиссер: Александр РОГОЖКИН)

Кадр из фильма "Особенности национальной охоты"
Кадр из фильма "Особенности национальной охоты"

Никаких сомнений в победе этого фильма не было изначально. Да, нелепый. Да, простой. Да, много водки (хотя водки много не бывает). Но фильм любят, знают и давно растащили на мемы и цитаты. Тут даже и добавить нечего.

1997: "Кавказский пленник" (Режиссер: Сергей БОДРОВ-Старший)

Кадр из фильма "Кавказский пленник"
Кадр из фильма "Кавказский пленник"

События Чеченской войны нашли свое отражение и в кино. Хотя за основу сценария было взято произведение Льва ТОЛСТОГО, но даже через сто лет этот рассказ оказался, увы, актуальным. Отлично подобранный актерский состав. Классный сюжет. Не случайно лента была номинирована на "Золотой Глобус" и "Оскар".

1998: "Вор" (Режиссер: Павел ЧУХРАЙ)

Кадр из фильма "Вор"
Кадр из фильма "Вор"

Не хотел бы в тот год оказаться на месте киноакадемиков. Выбирать лучшего между "Вором" ЧУХРАЯ и "Братом" БАЛАБАНОВА не пожелаешь никому. Но выбор был сделан. Зато "Брату" досталось гораздо больше зрительского признания. "Вор" фильм не менее шикарный. И может даже более сложный для восприятия.

1999: "Про уродов и людей" (Режиссер: Алексей БАЛАБАНОВ)

Кадр из фильма "Про уродов и людей"
Кадр из фильма "Про уродов и людей"

Не самая известная работа БАЛАБАНОВА, но именно с этой работой наш прославленный режиссер единственный раз взял "Нику". А фильм очень тяжелый. Необычный подход (стилизация под немое кино), весьма звездный состав актеров и собственно, их потрясающая игра. Смотреть стоит однозначно.

2000: "Хрусталёв, машину!" (режиссер: Алексей ГЕРМАН)

Кадр из фильма "Хрусталёв, машину!"
Кадр из фильма "Хрусталёв, машину!"

Еще одна далеко не самая однозначная победа. Народная любовь того года была отдана фильму "Ворошиловский стрелок". Который на мой взгляд совершенно точно сильнее, душевнее и проще чем "Хрусталёв". Лента ГЕРМАНА очень тяжелая для восприятия. Сам режиссер говорил, что к просмотру надо готовиться. Но тем не менее, академики посчитали эту работу более достойной главного приза.

Ну а победителях после 2000 года поговорим позже.