Найти в Дзене
МХАТ

ЗАХАР ПРИЛЕПИН: РАСПУТИН - ЭТО СЕРДЕЧНОЕ УЗНАВАНИЕ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Валентин Распутин. Фото Ю. Григорьева. Иркутский областной краеведческий музей
Валентин Распутин – один из десяти титанов русской литературы в целом, центральный персонаж второй половины ХХ века, соразмерный по масштабу Шолохову и Горькому. Был такой гениальный писатель Леонид Максимович Леонов, и он говорил, что русская литература вмещается в несколько «теплопожатий». Пушкин жал руку Гоголю,
Валентин Распутин. Фото Ю. Григорьева. Иркутский областной краеведческий музей
Валентин Распутин. Фото Ю. Григорьева. Иркутский областной краеведческий музей

Захар Прилепин, писатель, публицист, заместитель художественного руководителя МХАТ им. М. Горького - о Валентине Распутине и его значении для русской литературы, русского театра, русской жизни

"Валентин Распутин – один из десяти титанов русской литературы в целом, центральный персонаж второй половины ХХ века, соразмерный по масштабу Шолохову и Горькому. Был такой гениальный писатель Леонид Максимович Леонов, и он говорил, что русская литература вмещается в несколько «теплопожатий». Пушкин жал руку Гоголю, Гоголь жал руку Тургеневу, Тургенев жал руку Толстому, Толстой жал руку Горькому. «Горький жал руку мне», – говорил Леонид Леонов. Леонид Леонов жал руку Валентину Распутину. А то, что мне жал руку сам Распутин, это мое отдельное счастье. Казалось бы, вторая половина двадцатого века, появляются мастера, которые гнут язык, словесность, сюжетику, представление о литературе, жонглируют, совершают прыжки через голову. Казалось бы, традиционная русская проза, тем более, не построенная на необычайном сюжете, на шоке, не может конкурировать с ними. И вдруг распутинское тишайшее, несуетливое, на виду у вечности говорение обыгрывает все и всех. И Распутин просто оказывается главным: он не «в числе», он просто главный. Он центральный персонаж русской литературы второй половины прошлого века.

-2

Шесть его повестей и ряд рассказов по «гамбургскому счету», по любому, самому придирчивому взвешиванию соразмерны титаническим томам Горького, Шолохова, Тургенева. Распутин – это что-то совершенно отдельное, квинтэссенция русской словесности. На самом деле, если вдумываться, Распутин – это крестьянский писатель, писатель из самой центровой российской глубины. Распутин – это сердечное узнавание русского человека, отображение самого себя и своих сложнейших душевных рефлексий и мотиваций, которые переданы без малейшей аффектации. Он никогда практически не повышает голоса. Это всегда тишайшее проговаривание, на которое отзывается самая потаенная жилка русского характера. Распутин – это больше, чем кто бы то ни было другой. В моем понимании это больше, чем Шукшин и Астафьев. В нем нет аксеновского шика, довлатовского юморка, нет ничего гладилинского или войновического. У Распутина все просто: простая крестьянская пища, простая одежда, простые слова. Это и есть высочайший уровень мастерства. Раз в пять-десять лет я перечитываю всю его прозу. И думаю: «Ну, сейчас-то все уже, я взрослый парень, меня не обманешь, начну читать и точно пойму, что я сам так умею». Но читаю еще и еще и не понимаю, как это сделано. Распутин для меня – все, что я есть. Это мое небо, моя земля, мое все! Я ни к кому так не относился, как к Распутину. Когда я видел его, мне просто хотелось встать на колени, но так, чтобы он не заметил. Мы, собственно, так и познакомились. Я увидел Валентина Григорьевича, мне надо было к нему подойти, подарить ему книгу о Леонове, которую он просил. Он сидел там, где стулья амфитеатром поднимаются вверх. Я подошел и встал около него на колени, и это было совершенно органично – он же выше сидел. И от него сияние исходило. И было ощущение, что я перед ним стою на коленях, как перед всей русской литературой. И для театра нет более верного шага, чем выйти к зрителю с «Последним сроком». Это как последняя ответственность, последнее слово, последняя правда. И надо это делать на таком уровне самоотдачи, на таком уровне растворения во всем этом, с такой ответственностью, что я бы лично побоялся".