Найти тему

🎈 Мало запустить речь: она должна нести направленную коммуникативную функцию

Знаете, мало запустить речь. Речь человека должна нести направленную коммуникативную функцию. В моей практике были и есть дети, которые прекрасно разговаривают. Читают в слух стихи Бродского. Но при этом не могут сообщить о своих желаниях или поделиться своей эмоцией с важным для него человеком.

Family photo created by freepik - www.freepik.com
Family photo created by freepik - www.freepik.com

Очень часто приходит ребёнок на обследование, мама говорит: Да мы разговариваем. У нас очень большой словарный запас. Но пользуется он им по требованию. Ребёнок называет картинки, которые ему показывают. А сказать, что он это задание делать не хочет, он не в состоянии. Поэтому скатывается в истерику.

Очень такие ситуации видны в группе. Сидят дети, рисуют. Потом педагог спрашивает у ребёнка, что ты нарисовал. Он рассказывает, а никто его не слушает. И так по кругу. Всем всё равно, что делают другие дети.

Важно, как только запускаете речь ребенку (даже если она эхолалична), давать образец коммуникации в контексте ситуации, в которой находится ребёнок. Пусть на старте слов у ребёнка будет мало, но они будут осмысленны, чем уметь рассказывать стихи.

Ребёнок должен понимать:

  • как отказаться от того, что ему не нравится;
  • попросить что он хочет;
  • запретить взрослому действия, которые ему неприятны;
  • попросить пить и есть;
  • сообщить о своих желаниях.

Если этого не формировать на этапе вызова и становления речи, то очень легко получить малыша, который просто ходит и называет всё, что его окружает. Пересказывает услышанные сказки без конца.

Без коммуникативной направленности речи часто родители и педагоги удивляются тому, что ребёнок истерит. И взрослые не понимают причину сложившейся истерики. Чаще всего всё очень просто: ребёнок не готов к сотрудничеству. Он не слушает, что вы ему говорите. Для него вы тот ребёнок, который за столом сидит и рассказывает про свой рисунок (и совсем не имеете к нему никакого отношения, и не важно, что сидите рядом и его обнимаете). Если вы обучаете ребёнка сразу сотрудничеству, сначала безречевому, а потом речевому, то делаете очень большое дело. Готовите его к началу настоящего разговора, началу социализированной речи.

Рекомендую к прочтению 🎈 Несколько мифов о возможностях детей с умственной отсталостью

-2

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ => Логопед-дефектолог