Сегодня мы расскажем про огромное отдельно стоящее противорадиационное убежище на 2700 человек, в котором на период мирного времени предусмотрено размещение подземной автопарковки на 56 автомобилей, для чего в нём помимо входов для людей имеются два широких автовъезда.
В позднем СССР появился ряд проектов защитных сооружений для населения, имеющих двойной профиль, предусматривавший в мирный период размещение внутри них чего-то ещё, чтобы за убежищем было проще ухаживать и такие полезные площади не простаивали без дела. Так в них стали размещать школьные тиры, различные склады, магазины и даже автопарковки.
Одним из таких убежищ двойного назначения было и это.
Так это убежище выглядит схематично.
Само убежище выдаёт большая ровная поляна на окраине жилого массива, обильно усыпанная с одной стороны оголовками вентиляционных шахт.
Помимо двух наклонных входов для людей, под землю ведут два въезда для автомобилей. Мы заходим внутрь через главный автовъезд, который ныряя под гаражи поворачивает налево.
Далее нас встречают распахнутые ворота. На момент посещения в убежище размещалась не только автопарковка, но и пара автомагазинов, так что вход сюда вполне свободный.
За обычными воротами мы видим просторный тамбур-шлюз с двухстворчатыми защитно-герметическими воротами.
Каждая такая створка весит примерно по две тонны и при закрытии притягивается натяжными талрепами к коробке дверного проёма, обеспечивая герметичность за счёт прижатия к проёму полотна ворот с уплотнительными резинками.
К слову открыть и закрыть такие ворота можно только изнутри.
Проследовав тамбур автовъезда мы выходим в зал для укрываемых, по совместительству являющийся стояночными местами.
Этот типовой проект убежищ двойного назначения на 56 автомобилей в будущем дал развитие новому более массовому и крупному проекту А-50 1990-х гг., также изредка встречающемуся на Дальнем Востоке, а в последствии ещё более крупному А-100 и двухэтажному А-100/2, встречающихся уже только в Москве и соседних с ней городах.
На столбе висит схема размещения автомобилей в убежище и чисто условно обозначены проходы в техпомещения жизнеобеспечения.
Зал для укрываемых очень большой и поделён на части лёгкими перегородками, за некоторыми из которых находилось два автомагазинчика. В них мы заходить не будем, т.к. мы пришли смотреть на само убежище.
Эти четыре защитно-герметические двери ведут в тамбур-шлюзы для прохода людей из двух спаренных наклонных входов.
Вес такой гермодвери составляет порядка 700 килограмм, а за каждой из них на внешнем входе в тамбур установлено ещё по одной такой же двери.
Так выглядит место для размещения четырёх автомобилей.
Всего таких мес 14, по семь с каждой стороны главного проезда.
Конечно для такого огромного количества укрываемых просто необходимы санузлы. И их здесь было в достатке. С двух сторон зала располагались помещения мужских и женских санузлов.
С умывальниками на входах.
И двумя рядами туалетных кабинок в каждом из них. Сверху под потолком подвешены баки аварийного запаса питьевой и технической воды.
В мирное время пользоваться туалетами запрещено, т.к. слив из них ведёт в накопительный бак, который осушается через специальные колодцы ассенизаторскими машинами.
В конце каждого блока санузлов расположено помещение вытяжной вентиляции.
С гермоставнем, ведущем в вентиляционную шахту, одновременно являющуюся аварийным выходом из убежища.
Также рядом с каждым из блоков санузлов располагалось помещение насосной.
Они абсолютно идентичны, как и помещения санузлов.
На стене в конце одного из стояночных мест видны щиты.
Это щитовая управления режимами вентиляции и фильтро-вентиляционной установкой.
Справа от щита расположен вход в это большое помещение, но к сожалению оно закрыто и опломбировано на мирное время, так что пройти внутрь к ФВУ нам не разрешили.
Также в убежище была предусмотрена своя дизель-генераторная электростанция, отделённая тамбуром от основного помещения для укрываемых, который был оснащён такими лёгкими герметичными дверями, служащими для предотвращения распространения возможного пожара при возгорании топлива и распространении выхлопных газов.
К сожалению дизельная тоже закрыта и используется под склад всякого хлама. Удалось лишь просунуть в щель фотоаппарат и сфотографировать вторую гермодверь тамбура.
В конце зала для укрываемых находится второй автовъезд в убежище.
Над которым установлены малые защитные секции одного из режимов вентиляции.
И пусть мы не смогли посмотреть на главные помещения жизнеобеспечения объекта, это защитное сооружение произвело впечатление своими размерами.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.