Найти в Дзене
Дестрой

Попали в огромное убежище времён Холодной Войны на 2700 человек. В мирное время оно рассчитано на 56 автомобилей

Сегодня мы расскажем про огромное отдельно стоящее противорадиационное убежище на 2700 человек, в котором на период мирного времени предусмотрено размещение подземной автопарковки на 56 автомобилей, для чего в нём помимо входов для людей имеются два широких автовъезда.

В позднем СССР появился ряд проектов защитных сооружений для населения, имеющих двойной профиль, предусматривавший в мирный период размещение внутри них чего-то ещё, чтобы за убежищем было проще ухаживать и такие полезные площади не простаивали без дела. Так в них стали размещать школьные тиры, различные склады, магазины и даже автопарковки.

Одним из таких убежищ двойного назначения было и это.

-2

Так это убежище выглядит схематично.

-3

Само убежище выдаёт большая ровная поляна на окраине жилого массива, обильно усыпанная с одной стороны оголовками вентиляционных шахт.

-4

Помимо двух наклонных входов для людей, под землю ведут два въезда для автомобилей. Мы заходим внутрь через главный автовъезд, который ныряя под гаражи поворачивает налево.

-5

Далее нас встречают распахнутые ворота. На момент посещения в убежище размещалась не только автопарковка, но и пара автомагазинов, так что вход сюда вполне свободный.

-6

За обычными воротами мы видим просторный тамбур-шлюз с двухстворчатыми защитно-герметическими воротами.

-7

Каждая такая створка весит примерно по две тонны и при закрытии притягивается натяжными талрепами к коробке дверного проёма, обеспечивая герметичность за счёт прижатия к проёму полотна ворот с уплотнительными резинками.

К слову открыть и закрыть такие ворота можно только изнутри.

-8

Проследовав тамбур автовъезда мы выходим в зал для укрываемых, по совместительству являющийся стояночными местами.

-9

Этот типовой проект убежищ двойного назначения на 56 автомобилей в будущем дал развитие новому более массовому и крупному проекту А-50 1990-х гг., также изредка встречающемуся на Дальнем Востоке, а в последствии ещё более крупному А-100 и двухэтажному А-100/2, встречающихся уже только в Москве и соседних с ней городах.

-10

На столбе висит схема размещения автомобилей в убежище и чисто условно обозначены проходы в техпомещения жизнеобеспечения.

-11

Зал для укрываемых очень большой и поделён на части лёгкими перегородками, за некоторыми из которых находилось два автомагазинчика. В них мы заходить не будем, т.к. мы пришли смотреть на само убежище.

-12

Эти четыре защитно-герметические двери ведут в тамбур-шлюзы для прохода людей из двух спаренных наклонных входов.

-13

Вес такой гермодвери составляет порядка 700 килограмм, а за каждой из них на внешнем входе в тамбур установлено ещё по одной такой же двери.

-14

Так выглядит место для размещения четырёх автомобилей.

-15

Всего таких мес 14, по семь с каждой стороны главного проезда.

-16

Конечно для такого огромного количества укрываемых просто необходимы санузлы. И их здесь было в достатке. С двух сторон зала располагались помещения мужских и женских санузлов.

-17

С умывальниками на входах.

-18

И двумя рядами туалетных кабинок в каждом из них. Сверху под потолком подвешены баки аварийного запаса питьевой и технической воды.

-19

В мирное время пользоваться туалетами запрещено, т.к. слив из них ведёт в накопительный бак, который осушается через специальные колодцы ассенизаторскими машинами.

-20

В конце каждого блока санузлов расположено помещение вытяжной вентиляции.

-21

С гермоставнем, ведущем в вентиляционную шахту, одновременно являющуюся аварийным выходом из убежища.

-22

Также рядом с каждым из блоков санузлов располагалось помещение насосной.

-23

Они абсолютно идентичны, как и помещения санузлов.

-24

На стене в конце одного из стояночных мест видны щиты.

-25

Это щитовая управления режимами вентиляции и фильтро-вентиляционной установкой.

-26

Справа от щита расположен вход в это большое помещение, но к сожалению оно закрыто и опломбировано на мирное время, так что пройти внутрь к ФВУ нам не разрешили.

-27

Также в убежище была предусмотрена своя дизель-генераторная электростанция, отделённая тамбуром от основного помещения для укрываемых, который был оснащён такими лёгкими герметичными дверями, служащими для предотвращения распространения возможного пожара при возгорании топлива и распространении выхлопных газов.

-28

К сожалению дизельная тоже закрыта и используется под склад всякого хлама. Удалось лишь просунуть в щель фотоаппарат и сфотографировать вторую гермодверь тамбура.

-29

В конце зала для укрываемых находится второй автовъезд в убежище.

-30

Над которым установлены малые защитные секции одного из режимов вентиляции.

-31

И пусть мы не смогли посмотреть на главные помещения жизнеобеспечения объекта, это защитное сооружение произвело впечатление своими размерами.

Ну а на этом всё.

-32

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.