Найти тему
Мама, не ори!

Эффект Зейгарник: как он проявляется в нашей жизни

Встречалась недавно с подругами в кафе. Нас было 5 человек и каждая из нас хотела заказать разную еду и разные напитки. Подошел официант, без блокнота, без ручки, и весь наш объемный заказ принял, не делая никаких записей.

Я стала наблюдать за ним, мне было интересно, как же он работает. И у других посетителей он также принимал заказы, его метод не зависел от количества гостей за столиком.

Самое интересное началось потом, когда наш заказ был готов. Он расставил все ровно так, как мы и заказывали. Никому не досталось чужое блюдо или чужой напиток. Официант не просил у нас помощи, действовал молча и уверенно. Я восхитилась такой феноменальной памятью и сразу вспомнила об эффекте Зейгарник, который был открыт, благодаря аналогичной ситуации в кафе.

Блюма Вульфовна Зейгарник, советский психолог, создатель кафедры психологии МГУ, основатель советской патопсихологии, пришла со своим учителем Куртом Левиным в кофейню. И также обратила внимание, что официант ничего не записывает. Ей стало интересно и она попросила назвать заказы других посетителей. Официант без проблем перечислил те заказы, которые еще готовились.

Но на просьбу вспомнить о заказах тех посетителей, которые уже ушли, официант ответил весьма неожиданно: «Они уже рассчитались, поэтому я не помню».

Позже Зейгарник проверила родившуюся у нее гипотезу в лаборатории и сформулировала свои выводы в виде тезисов, которые получили название «эффект Зейгарник».

Эффект Зейгарник заключается в том, что люди помнят незавершенные дела долгое время, а то, что закончено, выбрасывают из памяти.

С этим эффектом мы сталкиваемся практически каждый день. Все, наверное, слышали выражение «закрыть гештальт». Оно как раз про эффект Зейгарник: психика стремится к целостности, к завершению, поэтому если мы что-то начали и не закончили, мы будем испытывать напряжение, стресс, в памяти будет постоянно всплывать это незаконченное дело.

-2

Если таких дел много, напряжение будет нарастать и мы будем сталкиваться с такими вещами, как забывчивость, допущение ошибок в элементарном, подмена одного понятия другим. Например, начнем путать имена, время и даты встреч, долго искать адреса не в состоянии вспомнить номер дома и название улицы. По этой причине нам часто рекомендуют не копить «незавершенку», а по возможности завершать все начатое или делегировать завершение кому-то другому.

Почему мы оказываемся в одних и тех же отношениях несколько раз? Почему родительские сценарии нашего детства проявляются с нашими собственными детьми? Почему нам попадаются одинаковые руководители и коллеги?

Это снова эффект Зейгарник: мы не завершили отношения полностью. Завершить отношения — это не значит высказать другому все, что наболело, набить лицо и уйти босиком в закат. Завершить отношения — это внутренний процесс, другой для этого и не нужен. Завершить отношения — это расставить точки над i внутри себя, понять, что это дало, прожить это, отпустить и найти в себе силы жить дальше. Вопрос закроется и мы перестанем наступать на одни и те же грабли. То же самое с детьми, пока мы не проработали свои отношения с родителями, нам будет трудно с детьми.

Многие родители используют знания об эффекте Зейгарник в учебе детей. Если ребенок не хочет делать уроки или приниматься за какое-то дело, они ему говорят: «Просто начни, поделай несколько минут, а потом отдохнешь».

-3

Ребенок начинает, а после того как прервался, испытывает дискомфорт, потому что незаконченное дело постоянно напоминает о себе. Дети не любят быть в дискомфорте, поэтому стремятся быстрее все закончить и не думать больше об этом.

Вспомните, какое удовольствие мы испытываем, когда закончили какое-то дело, поставили жирную точку. Оно исчезает из нашей памяти, не вызывает никакого дискомфорта и не оттягивает нашу энергию.

Вот так работает эффект Зейгарник в обычной жизни: скажите «нет» любой незавершенке и будет вам счастье.

А вы слышали об этом эффекте раньше?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»