Найти тему
O K

Зимняя канавка Санкт-Петербурга - аналог Дворцового канала Венеции

Санкт-Петербург недаром называют северной Венецией. Аналогия напрашивается особенно у путешественников, осматривающих Санкт-Петербург и Венецию с воды. Многие питерские каналы и мосты напоминают аналогичные венецианские достопримечательности. В частности, небольшой питерский канал, соединяющий Неву и Мойку, под названием Зимняя канавка, очень похож на Дворцовый канал Венеции.

Зимнюю канавку прорыли в 1718-1719 годах ещё при Петре I. Современное название стало употребляться с 1801 года, до этого этот канал именовался Старым Дворцовым каналом, а в обиходе - просто Зимним. Отчего канал был переименован в канавку, история умалчивает. Возможно - из-за скромных размеров Зимней канавки: её длина - 228 метров, а ширина не превышает 20 метров. Тем не менее, через Зимнюю канавку перекинуто три моста: Первый Зимний, Второй Зимний и Эрмитажный.

Первые два моста соединяют 1-й и 2-й Адмиралтейские острова. Первый Зимний мост, признанный памятником инженерного строительства второй половины XVIII века, расположен по оси Миллионной улицы, рядом с Новым Эрмитажем и Дворцовой площадью.

Изображение Первого Зимнего моста можно встретить на картинах разных художников XIX века (листайте галерею), в частности - на акварелях Иосифа Иосифовича Шарлеманя и Луиджи Премацци. Об этих художниках и акварелях я упоминала в предыдущей своей статье, посвящённой Новому Эрмитажу.

Если Первый Зимний мост был построен в XVIII веке - в 1768 году, то Второй Зимний мост у реки Мойки через Зимнюю канавку был переброшен только в XX веке.

Второй Зимний мост
Второй Зимний мост

Этот арочный каменный мост построен в 1964 году, точнее перестроен из деревянного балочного моста, переброшенного через Зимнюю канавку в 1940 году для пропуска праздничных демонстраций с Дворцовой площади.

Второй Зимний мост построен по образу и подобию Первого Зимнего моста, который старше "Второго" почти на 200 лет. Оба Зимних моста, однопролётные, арочные, по своей форме похожи на Эрмитажный мост, который, в свою очередь, напоминает Соломенный мост, переброшенный через Дворцовый канал в Венеции.

Фотографии с видами Санкт-Петербурга с прогулочного катера сняты летом 2017 года, а снимки видов Венеции из гондолы сделаны в далёком 2005 году. Рассказ о том путешествии давно опубликован в одной из моих статей.

Соломенный мост в Венеции
Соломенный мост в Венеции

Соломенный мост в Венеции находится у истока Дворцового канала, а Эрмитажный мост в Питере расположен у истока Зимней Канавки. Оба моста соединяют две части набережной - в Санкт-Петербурге - Дворцовой, в Венеции - Рива-дельи-Скьявони (Riva degli Schiavoni).

Мост Вздохов и Соломенный мост над Дворцовым каналом в Венеции
Мост Вздохов и Соломенный мост над Дворцовым каналом в Венеции

Мост-галерея над Зимней канавкой в Санкт-Петербурге слегка напоминает мост Вздохов над Дворцовым каналом в Венеции, но Эрмитажную галерею в Питере даже мостом не считают. Эрмитажная галерея соединяет переходом Старый Эрмитаж с Эрмитажным театром, а венецианский мост Вздохов - роскошный Дворец Дожей с мрачным зданием тюрьмы. В Венеции рассказывают, что заключённые, осуждённые в зале суда во Дворце Дожей, обречённые порой на пожизненные сроки, направляясь в тюрьму по мосту тяжело вздыхали, прощаясь с прежней жизнью, отчего мост Вздохов и получил своё название.

Зимняя канавка. Эрмитажная галерея и Эрмитажный мост
Зимняя канавка. Эрмитажная галерея и Эрмитажный мост

Про Эрмитажную галерею в Питере тоже рассказывают историческую байку, согласно которой сама императрица Екатерина II "протестировала" этот переход на прочность, проведя в зале галереи банкет. Дабы доказать надёжность построенного перехода, императрица на банкет в галерею пригласила придворных и музыкантов, приказав гостям плясать, не жалея каблуков. Несмотря на слухи недоверчивых злопыхателей, галерея-переход выдержала не только пляски придворных императрицы, но и все дальнейшие нагрузки.

С Эрмитажным мостом связана другая история - грустная.

"Зимняя канавка" И. Урениус. 1815 г
"Зимняя канавка" И. Урениус. 1815 г

В народе Эрмитажный мостик называют ещё "Мостиком Лизы". Такое название появилось почти сразу после первого представления оперы Чайковского "Пиковая дама", либретто к которой было написано по мотивам одноименной повести Пушкина. Только в отличие от пушкинской повести, в конце которой читатель узнает, что "Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека", героиня оперы Чайковского Лиза, так и не дождавшись своего возлюбленного Германна, в отчаяние кончает жизнь самоубийством. Она бросается с Эрмитажного мостика в воду.
Поводом для изменения оригинального сюжета пушкинского произведения стало реальное происшествие - в 1868 году некая романтичная особа Перова решила свести собственные любовные счеты с жизнью, бросившись с Эрмитажного моста в воду, сжимая в руках фотографию своего возлюбленного. Об этом происшествии было написано во всех питерских газетах. В 1890 году Пётр Ильич Чайковский, на которого опубликованная трагедия произвела неизгладимое впечатление, переслал вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы, прославив таким образом Эрмитажный мост.

Эрмитажный мост
Эрмитажный мост

Не зря говорят, что всё познаётся в сравнении. Жители северной столицы Эрмитажный мост называют мостиком, но он на два метра длиннее венецианского Соломенного моста, и почти в два раза шире своего аналога.

Первый деревянный мост через Зимнюю канавку
Первый деревянный мост через Зимнюю канавку

Современный вид Эрмитажный мост приобрёл не сразу. Первый деревянный подъёмный мост через Зимнюю канавку был перекинут в 1718 - 1720 годах, сразу после прорытия канала у Зимнего дворца Петра I. Мост был балочным трехпролетным на свайных опорах. Средний разводной пролет состоящий из двух полотен, раскрывался в разные стороны вокруг горизонтальных осей. На протяжении почти полувека мост периодически перестраивался. Постоянный каменный мост был построен в 1763 - 1766 годах, одновременно с возведением гранитных набережных Невы, став первым каменным мостом в городе.

Кольман Карл Иванович. 1820 год
Кольман Карл Иванович. 1820 год

Вид Дворцовой набережной с начала XIX века привлекал многих художников. Вид Эрмитажного театра и арки через Зимнюю канавку запечатлел в 1820 году гравёр и художник - Кольман Карл Иванович. Его гравюра хранится в разделе эрмитажного собрания: Русское искусство и культура. В Эрмитаже хранится и рисунок Беггрова Карла Петровича с видом набережной Невы у Эрмитажного театра, написанный художником в 1824 году.

Эрмитажный мост в первозданном виде простоял до 1933 года, когда при техническом обследовании выяснилось, что швы местами разошлись, часть камней выпала, и частично разрушилась внутренняя поверхность свода. В 1934 году кирпичный свод Эрмитажного моста был заменён на усиленный железобетонный, при этом внешний облик моста был сохранён.

Современный вид Дворцовой набережной
Современный вид Дворцовой набережной

Классический вид на Дворцовую набережную с Невы не менялся на протяжении двух столетий.

Карл Петрович Беггров. Вид Дворцовой набережной. 1826 год. Собрание Эрмитажа
Карл Петрович Беггров. Вид Дворцовой набережной. 1826 год. Собрание Эрмитажа

На одной из картин Карл Петрович Беггров запечатлел вид Дворцовой набережной в 1826 году.

Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Фёдор Яковлевич Алексеев. 1794 год. Картина экспонируется в Третьяковской галерее
Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Фёдор Яковлевич Алексеев. 1794 год. Картина экспонируется в Третьяковской галерее

Но ещё раньше на своих пейзажах вид Дворцовой набережной изобразил знаменитый художник Фёдор Яковлевич Алексеев. За картину "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости", написанную в 1794 году, Алексеев получил звание академика Академии художеств. Современники называли Алексеева "русским Каналетто". Алексеев рисовал пейзажи Санкт-Петербурга с таким же вдохновением, с каким Каналетто изображал виды Венеции.

Антонио Канале, прозванный Каналетто, был блестящим мастером ведуты, то есть городского пейзажа. Очарованный родным городом, Каналетто посвятил ему всё своё творчество, и запечатлел на своих картинах практически все уголки Венеции. Несколько полотен Каналетто хранится и в Государственном Эрмитаже. По многим рисункам этого художник мастера-гравёры создали удивительные по своей точности гравюры. На гравюрах "Вид на Палаццо Дожей с залива Сан-Марко" и "Вид тюрьмы в Венеции" (листайте галерею) изображены пейзажи, на примере которых, похоже, учились многие российские художники.
С наступлением эры фотолюбителей пропала острая необходимость в художниках такого уровня. С развитием фототехники у любого туриста, увлекающегося пейзажной фотографией, появилась возможность мгновенно снимать виды, которые художники раньше были вынуждены кропотливо и долго изображать на своих картинах.

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

Всем туристам, которым выпала возможность увидеть и Санкт-Петербург, и Венецию, наверняка приходилось сравнивать эти города. Каждый путешественник, безусловно, оценивает увиденные достопримечательности с точки зрения собственного субъективного восприятия действительности. Одни считают Венецию красивейшим городом на свете, другие - отдают первенство Санкт-Петербургу. Даже при сравнении венецианского Дворцового канала и питерской Зимней канавки можно найти массу отзывов, как в пользу Венеции, так и в пользу Санкт-Петербурга. Рассматривая разные критерии, в основном все сходятся на том, что вода в питерских каналах, безусловно, чище чем в венецианских. а мостики в Венеции позатейливее, да и постарше, чем в Санкт-Петербурге. Впрочем, сравнение этих городов многие сочтут бессмысленным занятием, поскольку царь Пётр скорее всего строил Санкт-Петербург, как аналог Амстердама, а не Венеции.
Для ценителей достопримечательностей Санкт-Петербурга готовится к публикации ещё несколько статей с рассказами о Ростральных колоннах, Александровской колонне и Большой церкви Зимнего дворца, с историческими справками и ссылками на акварелистов XIX века. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Уже опубликованы статьи о достопримечательностях Санкт-Петербурга и его окрестностей:
"Фонтаны Петергофа",
"Царское село. Екатерининский дворец",
"Павловск - загородная резиденция Павла Петровича и Марии Фёдоровны",
"Зимний дворец. Фотоочерк с историческими фактами",
"Малый Эрмитаж",
"Старый Эрмитаж и Лоджии Рафаэля",
"Новый Эрмитаж. Часть I" и
"Новый Эрмитаж. Часть II".