«Гнев человеческий» - фильм о мужском братстве и о предательстве, о больших деньгах и о парне по прозвищу «мелкий Дэйв», о перестрелках и ограблениях...
А самое главное, это фильм о сегодняшнем мире, где вместо заповеди «не убий!» торжествует принцип «око за око», «сердце за сердце» - и не в переносном, а в буквальном смысле слова.
Казалось бы, благодать для рецензента: официальная премьера в киносети Каро – только завтра, картину Гая Ричи ещё не успели заболтать до пустословия. Горизонт чист, рычаги на себя, поехали! Чужих оценок почти нет, а в тех, что уже опубликованы, преобладает мысль, что режиссёр-новатор, которого сравнивали с бунтарём Тарантино, на этот раз снял кино чисто зрелищное, коммерческое, предсказуемое.
И вроде бы хочется с этим утверждением согласиться, но потом понимаешь: режиссёр изначально не собрался выходить за границы жанровых конвенций, он настолько виртуозно владеет формой, что нет необходимости доказывать это, экспериментируя и дерзя зрителям и критикам. Ничего, что подозрения по поводу главного героя (Джейсон Стэйтем) возникают довольно быстро: зачем это он устроился в инкассаторскую компанию и где научился так владеть оружием? Разгадку мы всё равно узнаем только ближе к финалу. Точно так же и остальные сюжетные линии окажутся завязаны в один клубок не раньше, и не позже, а там, где надо.
Кому-то, возможно, будет не хватать фирменных шуточек Гая Ричи – они присутствуют, но весьма дозировано.
Гораздо более выразительно, чем люди, говорят ручные пулемёты; их диалог – одна из самых ударных сцен. Подобный пример ненормативной лексики огнестрельного оружия есть в легендарном «Перекрёстке Миллера» братьев Коэнов.
Если продолжать искать аналогии, скорее всего, вспомнится Дэвид Финчер – мастер проверять библейской притчей жизнеспособность какой-нибудь интриги, криминальной или любовной. Думаю, Финчер мог бы снять такое же кино, разве что, уменьшив дозу мордобоев и стрельбы. Впрочем, каждый из этих режиссёров идёт своим путём: лично мне Финчер ближе, но Гай Ричи нахальнее и настойчивее. Их аудитории частично пересекаются.
Во всяком случае, «Гнев человеческий» - кино двойной возгонки, и для тех, кто превыше всего ценит движуху, и для любителей после просмотра задвинуть тему, типа, стоит ли мировая гармония содержимого одной инкассаторской машины и каких размеров кулаки должны быть у паладинов добра.