Найти тему
Финансы, Учёт и Право

Чем маржинальность отличается от наценки

Для людей, которые только-только запускают бизнес, часто кажется непонятной разница между маржинальностью и наценкой — вроде как, это одно и то же. Оказывается, что не одно. В этом материале поговорим о том, чем отличаются эти финансовые показатели и разберёмся, какой лучше применять для учёта у себя на предприятии.

Маржинальность

Как считать

Прежде, чем мы посчитаем маржинальность, нам нужно вычислить маржинальный доход. Этот показатель можно вычислить как разность выручки и переменных расходов:

Маржинальный доход = выручка - переменные расходы

В данном случае выручка — это все деньги, которые вы получили от продажи товаров или услуг, а переменные расходы — сумма денег, которую затратили на их производство.

Тогда Маржинальность = (Маржинальный доход / Выручка) * 100%

Что показывает маржинальность

Маржинальность показывает в процентном соотношении, какую долю от цены товара составляют производственные издержки, а какую — ваша выручка.

Маржинальность не может быть больше 100%: это значит, что на производство каждой единицы товара вы не тратите вообще никаких денег. А вот отрицательной маржинальность бывает — это значит, что на производство единицы товара вы тратите больше денег, чем зарабатываете на нём.

Пример

Миша делает мороженое. Он продал 100 брикетов по 100 рублей, а значит, его выручка — 10 000. На производство этого мороженого от потратил 5 000 рублей — это переменные расходы.

Тогда маржинальный доход = 10 000 - 5 000 = 5 000

А маржинальность = (5 000/10 000) * 100% = 50%

Это значит, что цена мороженого только наполовину определяется производственными процессами, а другая её половина — прибыль предприятия.

Наценка

Как считать

Наценку можно вывести из тех цифр, что у нас уже есть:

Наценка = (маржинальный доход / переменные расходы) * 100%

Что показывает наценка

Наценка показывает, сколько денег прибыли принес каждыё рубль, вложенный в производство товара.

Наценка может быть и очень большой — если на вашем предприятии небольшие инвестиции дают огромный результат. Но наценка может быть и отрицательной в случае с отрицательной прибылью, правда, как использовать её в таком слчае — загадка.

Пример

Всё тот же Миша. Всё то же мороженое. 10 000 — выручка, 5 000 — на производство.

Тогда наценка = (5 000/5 000) = 100%

И правда: если бы мы вложились в производство ещё одной сотни брикетов — на это пришлось бы потратить ещё 5 000 — мы бы заработали 100% от этой суммы, 5 000. Так и работает наценка.

И что использовать?

Это дело вкуса. Но лично я предпочитаю работать с маржинальностью, потому что наценка часто может показывать необъективные значения или барахлить — как в случае, когда она уходит в отрицательные значения.

Хотя это всё, конечно, одно и то же: показатели наценки и маржинальности плотно сопряжены. Если знаете одно — почитаете и другое.

Понравилась статья? Поставьте лайк и подпишитесь на канал. Еще больше полезных материалов — у меня в соцсетях:

Мой канал в Телеграм

Мой Инстаграм

Мой Фэйсбук