Найти в Дзене
I_drom

Пригородными поездами Савёловского направления от Москвы до Бежецка

Савёловское направление давно стало в каком-то смысле легендарным, неким эталоном железнодорожной глухомани. Хоть эта ветка и дублирует Октябрьскую магистраль довольно экзотичным маршрутом, доехать до Питера по ней без ночёвки на каком-нибудь полустанке не выйдет. Мне лет десять назад удалось добраться по ней только до Калязина. И вот наконец у меня получилось отодвинуть свою границу неизвестности до Сонково, и дальше через Бежецк в Бологое. О впечатлениях от этих железнодорожных покатушек - рассказ в двух частях. Сначала доедем до Сонково и немного по нему погуляем. Стук колёс и тепловозный дымок прилагаются.

1. Стартовал я из Долгопрудного. Ввиду того, что это было утро первого дня «длинных» выходных, Савёловская электричка была забита под завязку. До Талдома я простоял в проходе, слушая разговоры бесконечных дачников с рассадой, собаками и бидончиками с шашлыком. Коктейль гремучий, повторять как-то не хочется...

2. Московская железная дорога, а заодно и электрификация (а для многих и цивилизация), кончается на станции Савёлово, что в городе Кимры. Здесь с московской электрички можно пересесть на «Кукушку» - пригородный поезд из пары старых плацкартных или сидячих вагонов под тепловозом. По Кимрам я, конечно, погулял в ожидании своего поезда. Электричка из Москвы прибывает на отдельную высокую платформу:

-2

3. «Кукушки» же в сторону Калязина отправляются со своей, низкой платформы. Переход людей с одной платформы на другую, равно как и рассадка части прибывших по местным автобусам, выглядит так, словно это станция пограничная между двумя близкими государствами, а не филиалами железной дороги.

-3

4. Как и на всех подобных кукушечных ветках, расписание пассажирских поездов тут неудобное до невменяемости. В более-менее адекватное время можно доехать только до Калязина и тупикового Углича на единственном дневном составе. По основному же направлению от Калязина, на Сонково, «Кукушка» ходит поздним вечером, прибывая на конечную ближе к полуночи. Я специально подгадывал день, когда в качестве исключения она идёт на полтора часа пораньше, т.к. из Сонково, где переночевать можно только на вокзале, мне ещё предстояло добраться до Бежецка, где существуют гостиницы.

-4

5. И вот, звёзды на небе сошлись, и тёплым июньским вечером я сижу в плацкартном вагоне, отправляющемся в Сонково. Участок до Калязина я уже проезжал в 2009-м, но фотографий тогда почти не делал. С тех пор пассажирские составы тут укоротились с трёх до двух вагонов, зато сама линия стала выглядеть чуть капельку пообжитее.

6. Нет, всё равно Савёлка пока самая глухая ветка из всех, что я видел, даже по сравнению с широтными линиями Тульской и Владимирской областей. Но если двенадцать лет назад тут ветки скреблись по стёклам, а остановки делались в глухом лесу у малозаметных столбиков, то сейчас тут появились простенькие павильоны, таблички с названиями и даже фонари на солнечных батареях. Немного забежал вперёд. Это - о.п. Стрельчиха:

-6

7. Станция Белый Городок - единственная крупная на пути от Савёлово до Калязина, единственный полноценный вокзал аж до Кашина. Сейчас, правда, вовсю идёт реконструкция линии с восстановлением заброшенных когда-то разъездов и совершенствованием путей. С помощью Савёловского хода планируют разгрузить направление "Петербург - Вологда - Урал", что связано, видимо, с наращиванием мощностей порта Усть-Луга. Надеюсь, и пассажирское движение выиграет от этого.

8. Природа от Савёлово до Калязина вообще состоит в основном из лесов и болот. В плане живописности эта дорога, конечно, сильно проигрывает веткам к югу от Оки, где просторы до горизонта. Спасают частые реки: дорога идёт параллельно Волге на не очень большом расстоянии, и здесь впадающие в неё скромные притоки разливаются до ощутимых масштабов. Первая из них - Хотча:

9. Некоторые остановки расположены невероятно неудачно (например, та же Стрельчиха). Поезд тормозит где-то посреди леса и болот, а деревню, прилегающую к ж/д полотну, проскакивает мимо. Люди, правда, всё равно куда-то выходят. Но простой перенос некоторых о.п. на пару километров мог бы усилить полезность и как следствие пассажиропоток на этой линии. А учитывая, что о.п. здесь представляют собой табличку и иногда ещё скамейку, это можно сказать почти бесплатно.

-9

10. Платформы на некоторых остановочных пунктах с трудом хватает даже на один вагон:

-10

11. Пересекаем реку Волнушку. На её берегу - дачи. Вообще показалось, что вся современная цивилизация в этих местах - только вокруг и по причине дач. Местные реки, слабонаселённость и относительная доступность от Москвы привлекают тех, кто хочет дачу в красивом малолюдном месте. Дачные места тянутся по всему правому берегу Волги, а вот за ней, после Калязина, они заканчиваются очень резко. Там вступает в свои права настоящая самобытная провинция.

12. В Скнятино платформа самая цивильная на ветке. Хоть и низкая, но новая, чистая и несоизмеримо длинная. Это потому что тут останавливается единственный ПДС на линии - "Москва - Рыбинск". Это и единственная остановка, кроме узловых, где в окрестностях видна какая-то цивилизация, а не леса да болота. Прям классическая подмосковная дачная платформа, не иначе.

13. Более того, тут даже дорога асфальтовая проходит. Как в самом Скнятино, так и за железной дорогой в сторону Волги много дач - места тут неплохие, даже очень: платформа расположена в этаком междуречье Волнушки и Нерли, недалёко от того места, где перед впадением в Волгу они сливаются воедино, образуя огромное русло. Немудрено, что на этом полуострове столько новых дач.

-13

14. А вообще переезды тут в основном такие попадаются:

-14

15. Теперь красавица Нерль. Дачный полуостров с платформой Скнятино мы покинули:

-15

16. До о.п. Новокатово новые платформы пока не добрались. В качестве зала ожидания предлагается пенёк. Прямо зелёный кабинет Ленина в Разливе...

-16

17. Первый город на пути после Савёлово - Калязин, где я сошёл с кукушки девять лет назад. Начинается он какими-то страшненькими лесопильными окраинами:

18. При том, что Калязин не является каким-то крупным узлом, схема движения тут сложна и заковыриста. Основная линия на Сонково в Калязин не заходит и сразу сворачивает на мост через Волгу. Но все немногочисленные пассажирские поезда в город всё-таки заезжают, для чего им приходится менять направление движения. В итоге за счёт отцепки локомотива и перегона его в хвост состава, который становится головой, стоянки тут весьма продолжительные. Похожая история - в Мичуринске Тамбовской области. На фото как раз наша «Кукушка» в момент, когда от головы тепловоз уже отцепили, но в хвост ещё не перегнали:

19. Сонковская «Кукушка» простояла тут 40 минут, так что я даже успел пробежаться по городу. К Волге не попал, конечно, но на центральную улицу вышел. Была надежда, что город стал поопрятнее, тем более что в прошлый раз я осматривал его ранней весной, с распутицей и разбитыми дорогами. Но увы, в июне здесь всё то же самое. Насколько вперёд шагнули Кимры, настолько захолустным остался Калязин.

-19

20. Если в Савёлово красивый деревянный вокзал обложили сайдингом, то тут он просто сгорел. Вот теперь уже архивное фото 2009-го года. Теперь же вместо вокзала поставили что-то среднее между туалетной кабинкой и трансформаторной подстанцией. Не знаю, какую роль оно выполняет, для пассажиров там всё равно закрыто.

21. Сразу после Калязина дорога пересекает Волгу по монументальному мосту начала XX-го века. Параллельно ему в 70-е построен автомобильный мост. Виды тут потрясающие. Жалко, калязинскую колокольню за изгибом реки не видно:

22. Город Кашин расположен за Волгой в непосредственной близости от Калязина, но на поезде это расстояние преодолевается ощутимые 40 минут, за счёт нескольких промежуточных остановок. В Кашине поезд стоит две минуты. В черте города железная дорога проходит по каким-то малоинтересным трущобам. Вокзал идентичен шатурскому:

23. За Волгой заканчиваются широкие реки - мы более не едем параллельно Волге, а удаляемся от неё. Зато в лесах всё больше просветов. Природа меняется. Появляются романтичные луга и поля. Большинство из них ничем не засеяно и не возделано, просто высокая трава. А земля выглядит неплохой. Сколько тут можно зерна высадить, ну или хотя бы коров выпасти...

24. По моим субъективным чувствам, здесь начинает ощущаться приближение к Вологодчине. Примерно такой я себе её представляю. Да и город Бежецк, в который я в итоге приехал, тоже какой-то больше северный, вологодский. На Кимры или Ржев не похож. Воображаю я многовато... Потому, наверное, что Вологодчина - один из пары-тройки близких к Москве регионов, где я ещё никаким образом не побывал. Некий ореол чего-то незнакомого притягивает.

-24

25. За Кашиным вообще теряешь понимание того, где ты находишься и куда едешь: за окном бесконечные неухоженные поля, леса и болота, и уже не понятно, то ли ты в 3 часах езды от Москвы, то ли где-то на просторах Сибири. Не привезёт ли поезд тебя на какой-нибудь тупиковый полустанок, а не в ожидаемое Сонково. Хочется, чтобы он остановился, чтобы оглядеться, посмотреть, осознать где ты находишься, но поезд медленно и упрямо тащит тебя куда-то вперёд.

26. Разъезд МЮД где-то посреди леса. Название расшифровывается как "Международный юношеский день". К местной топонимике отношения не имеет. На фото - станционное здание. Вокзал как таковой тут особо не нужен, т.к. до ближайших деревень надо долго чесать пешком по каким-то козьим тропкам. Поэтому этим достаточно капитальным остановочным пунктом мало кто пользуется. Интересно, что мешало сделать его поближе к какому-нибудь крупному населённому пункту?

-26

27. Посередине между Кашиным и Сонково расположился райцентр - посёлок Кесова Гора. Тут по местным меркам жизнь кипит. И, что отрадно, каким-то чудом сохранился оригинальный деревянный вокзал - первый на всём пути следования, если не считать убитый сайдингом вокзал в Савёлово:

-27

28. За Кашиным места становятся по-настоящему пустынными. Контингент в вагоне тоже меняется - на смену пожилым дачникам и рыбакам с огромными рюкзаками приходят немногочисленные местные жители, направляющиеся в соседние населённые пункты по делам или в гости. Обстановка в вагоне становится похожа на какой-то междусобойчик: многие друг друга знают, на весь вагон ведутся разговоры о предстоящих выходных и планах на них. Даже серьёзный мужчина в полицейской форме узнал кого-то и перекинулся парой слов о прошедшей смене.

-28

29. Наконец мы подъезжаем к Сонково. Настроение тут совершенно особенное. Едешь-едешь через глухие леса и болота, и вдруг неожиданно после очередного изгиба дороги появляется достаточно крупный ж/д узел с посёлком, словно оазис в пустыне:

-29

30. На станции кипит работа и жизнь, площадь у вокзала более-менее ухожена, кажется, что попал прямо-таки в небольшой город. Но стоит отойти от вокзала на пару шагов, как вылезает разруха и неприглядность даже более сильная, чем в каком-нибудь Волочке или Торжке.

-30

31. А если посмотреть с путепровода, то невооружённым взглядом видны леса, вплотную подступающие к посёлку и словно готовые его поглотить. Прямо уходит ветка на Рыбинск и Ярославль, направо - на Савёлово. Мы по ней приехали. Наши два вагона зачем-то сцепили с ещё тремя и куда-то утащили:

-31

32. Сонково - типичный посёлок при железной дороге. В отличие от какого-нибудь Лихославля или Ковылкино он так и не вырос в нечто большее. Сегодня он переживает не лучшие годы, несмотря на неплохие объёмы траффика, проходящего через него. Лет двадцать назад все административные функции передали в Бологое, оставив для Сонково только механическую работу.

33. Сонково - крупная узловая станция на Савёлке, первая по-настоящему серьёзная после МКАДа. До Бологого не дотягивает, конечно, но всё равно впечатляет. Тем удивительнее увидеть такое в совершеннейшей глуши, после пары сотен километров по заповедной словно вымирающей савёловской линии.

-33

34. А секрет прост - в Сонково она пересекается с широтным ходом «Рыбинск - Бологое», и тут именно он главный, а не линия на Москву, как обычно бывает. По нему идёт немаленький трафик товарняков (видимо, с востока на Питер Москву обходят).

-34

35. В Сонково я пересаживался на поезд «Ярославль - Петербург», на котором мне предстояло проехать только одну остановку - до Бежецка. На фото он справа, у основной платформы, а слева - наша прибывшая из Савёлово «Кукушка». Вылезать пришлось в узкое пространство между составами. Ярославский же поезд стоит тут больше часа...

-35

36. Огромная толпа пассажиров длиннющего состава высыпала на перрон и устроила огромные очереди в единственном привокзальном магазине. Настроение у людей было приподнятое: впереди три дня праздников; едут, видимо, кто домой, кто к родным, а кто и северную столицу посмотреть. Шум, радость и общение наполнили Сонково. Но скоро поезд уедет, и посёлок снова станет тихим и глухим, соответствуя своему названию. Останутся лишь несколько подростков с банками дешёвых энергетиков перед ДК, да путейцы в ожидании ночных поездов. Кажется, словно Сонково живёт только этими поездами, железной дорогой. И кажется, это не так далеко от истины.

-36

37. У вокзала в Сонково, на расстоянии пары шагов друг от друга, стоят два памятника-бюста. Первый - министру путей сообщения конца XIX-го века М.И. Хилкову. Человек незаурядной судьбы, будучи рождённым в княжеском роду, он раздал земли своим крестьянам и уехал в Америку, где принимал участие в строительстве железных дорог, получив огромный опыт. Вернувшись в Россию, он построил карьеру от кочегара до министра. Памятник ему столь же обманчив, как и его судьба: он не имел прямого отношения ни к Рыбинско-Виндавской, ни к Савёловской железным дорогам, пересекающимся здесь. Просто он родился неподалёку:

38. Прямо в центре Сонково - указатель. Названия-то какие далёкие, про село Кой я на тот момент и не слышал вовсе. Надеюсь, всю длину указанного расстояния до него дорога получше, чем на фото:

-38

39. Мне вообще посчастливилось купить билет на прицепной вагон «Сонково - Санкт-Петербург». В точке отправления я оказался единственным его пассажиром и до Бежецка ехал в одиночестве.

-39

40. Компоновка сидячего вагона оказалась непривычной: перегородками он разделён на зоны, а несколько сидений в начале вагона и вовсе выделены в отдельное купе.

-40

Далее уже в кромешной тьме питерский поезд доставил меня в Бежецк. От железных дорог я подустал за день, конечно, но полученные впечатления того стоили. Отоспавшись в гостинице, с утра я пошёл осматривать город. Но про него немного позже. А в следующий раз я расскажу про обратную дорогу. До Бологого я ехал по исторической широтной Рыбинско - Виндавской линии, и эта дорога, скажу я вам, ничуть не менее интересна.

Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉 Также можно подписаться на канал - впереди много интересного.