Заранее извиняюсь перед моими читателями, возможно материал будет слишком примитивный для некоторых. Просто ну нет сил смотреть, как некоторые издеваюсь над элементарными цепями релейной автоматики. Придумывая всякие странные подключения и выкладывая это в статьях.
И так реверс двигателя постоянного тока.
Для того, чтобы изменить направление вращения двигателя постоянного тока, необходимо изменить полярность питания. Это, наверное, знают все, кто когда-либо держал мотор постоянного тока в руках.
Меня удивляет другое почему возникают вопросы с его реверсом.
Ведь самая простая и элементарная схема это:
Используется два тумблера с перекидывающими контактами. В одном положении получается полюс подключен к одному контакту двигателя, а во втором положении, что подключен к другому.
Модификация данной схемы заключается в том, что можно использовать один тумблер с двумя перекидывающимися контактами и средним положением. И тогда средние положение будет выключено, а два остальных вращение в одну или другую сторону.
Хорошо мощности тумблера не хватает для реверса, как в этом случае поступить? А для этого можно использовать реле, контактор, любое устройство с силовыми контактами. В общем виде схема показана ниже. Единственная оговорка в такой схеме — это использование перекидных контактов, которых, как правило нет в контакторах. Вместо которых бывает 2 нормально открытых и 2 нормально закрытых (кривое название, но он вошло в обиход тех, кто занимается автоматикой).
И схемы будут выглядеть, как показано ниже:
NB! На этой схеме я ошибся, вернее не посмотрел у контакторов не встречается цепей управления на 12В. Минимально напряжение 24В.
Эти схемы достаточно банальны. А теперь можно их модифицировать и использовать для управления реверсом двигателя с помощью кнопок.
Чтоб не было необходимости удерживать кнопку для вращения двигателя. Для этого используем, наверное, самую банальную схему пускателя, которая существует в мире электротехники со времен царя гороха. Схема показана ниже:
Так же добавив механический концовки крайнего положения можно еще устроить ему остановку в крайних положениях, схема представлена ниже:
S3 и S4 это концевые выключатели размыкающиеся в крайних положениях.
Естественно, дальше если использовать концевые выключатели с нормально разомкнутым контактом можно добавить и индикацию, что механизм дошел до крайнего положения.
И дополнив весь этот ансамбль банальных схем лампочками, можно еще и добавить индикацию крайних положений. Как на схеме ниже:
На этом моменте я хотел уже прекратить парад банальных схем. Я думаю, они известны многим, кто занимается электротехникой и электроникой. Да и весь интернет завален ими в разных модификациях.
Также справедливости ради необходимо упомянуть, что схемы управления для однофазных и трехфазных двигателей практически ничем не отличаются. Основное отличие в том, как реализуется сам реверс.
Однофазный двигатель
Для однофазных двигателей с пусковым конденсатором это делается путем переключения концов пусковой обмотки на конденсаторе. То есть:
Трехфазный асинхронный двигатель
А для трехфазных асинхронных двигателей реверс можно осуществить переключением двух из трехфазных проводов, то есть изменением порядка чередования фаз.
То есть как на схеме ниже:
Итог
Выше я постарался в рамках релейных схем раскрыть тему реверса двигателей. Надеюсь, получилось это сделать более подробно, чем то, что я увидел в блогах дзена. Я вообще не совсем понял зачем делают статьи на эту тему. А если уж коснулись данной темы я считаю необходимо раскрывать ее более подробно.
PS: Я специально не раскрывал тему про H-мост и так далее. Эта статья больше посвящена электротехнике, чем электронике. Возможно со временем рассмотрим и их.