Найти тему
Uninterest

О том, как осуществить реверс электродвигателя.

Заранее извиняюсь перед моими читателями, возможно материал будет слишком примитивный для некоторых. Просто ну нет сил смотреть, как некоторые издеваюсь над элементарными цепями релейной автоматики. Придумывая всякие странные подключения и выкладывая это в статьях.

И так реверс двигателя постоянного тока.

Для того, чтобы изменить направление вращения двигателя постоянного тока, необходимо изменить полярность питания. Это, наверное, знают все, кто когда-либо держал мотор постоянного тока в руках.

Меня удивляет другое почему возникают вопросы с его реверсом.

Ведь самая простая и элементарная схема это:

Управление двигателем с помощью двух тумблеров
Управление двигателем с помощью двух тумблеров

Используется два тумблера с перекидывающими контактами. В одном положении получается полюс подключен к одному контакту двигателя, а во втором положении, что подключен к другому.

Модификация данной схемы заключается в том, что можно использовать один тумблер с двумя перекидывающимися контактами и средним положением. И тогда средние положение будет выключено, а два остальных вращение в одну или другую сторону.

Управление двигателем с помощью одного тумблера
Управление двигателем с помощью одного тумблера

Хорошо мощности тумблера не хватает для реверса, как в этом случае поступить? А для этого можно использовать реле, контактор, любое устройство с силовыми контактами. В общем виде схема показана ниже. Единственная оговорка в такой схеме — это использование перекидных контактов, которых, как правило нет в контакторах. Вместо которых бывает 2 нормально открытых и 2 нормально закрытых (кривое название, но он вошло в обиход тех, кто занимается автоматикой).

И схемы будут выглядеть, как показано ниже:

Управление с помощью реле
Управление с помощью реле

Управление с помощью контактора типа LC1D с 2 нормально разомкнутыми и 2 нормально замкнутыми контактами
Управление с помощью контактора типа LC1D с 2 нормально разомкнутыми и 2 нормально замкнутыми контактами

NB! На этой схеме я ошибся, вернее не посмотрел у контакторов не встречается цепей управления на 12В. Минимально напряжение 24В.

Эти схемы достаточно банальны. А теперь можно их модифицировать и использовать для управления реверсом двигателя с помощью кнопок.

Чтоб не было необходимости удерживать кнопку для вращения двигателя. Для этого используем, наверное, самую банальную схему пускателя, которая существует в мире электротехники со времен царя гороха. Схема показана ниже:

Управление с помощью схемы пускателя.
Управление с помощью схемы пускателя.

Так же добавив механический концовки крайнего положения можно еще устроить ему остановку в крайних положениях, схема представлена ниже:

Схема управления с добавленными концевыми выключателями
Схема управления с добавленными концевыми выключателями

S3 и S4 это концевые выключатели размыкающиеся в крайних положениях.

Естественно, дальше если использовать концевые выключатели с нормально разомкнутым контактом можно добавить и индикацию, что механизм дошел до крайнего положения.

И дополнив весь этот ансамбль банальных схем лампочками, можно еще и добавить индикацию крайних положений. Как на схеме ниже:

Схема управления с концевыми выключателями и свистелками
Схема управления с концевыми выключателями и свистелками

На этом моменте я хотел уже прекратить парад банальных схем. Я думаю, они известны многим, кто занимается электротехникой и электроникой. Да и весь интернет завален ими в разных модификациях.

Также справедливости ради необходимо упомянуть, что схемы управления для однофазных и трехфазных двигателей практически ничем не отличаются. Основное отличие в том, как реализуется сам реверс.

Однофазный двигатель

Для однофазных двигателей с пусковым конденсатором это делается путем переключения концов пусковой обмотки на конденсаторе. То есть:

Реверс однофазного двигателя с пусковой обмоткой.
Реверс однофазного двигателя с пусковой обмоткой.

Трехфазный асинхронный двигатель

А для трехфазных асинхронных двигателей реверс можно осуществить переключением двух из трехфазных проводов, то есть изменением порядка чередования фаз.

То есть как на схеме ниже:

Реверс трехфазного двигателя
Реверс трехфазного двигателя

Итог

Выше я постарался в рамках релейных схем раскрыть тему реверса двигателей. Надеюсь, получилось это сделать более подробно, чем то, что я увидел в блогах дзена. Я вообще не совсем понял зачем делают статьи на эту тему. А если уж коснулись данной темы я считаю необходимо раскрывать ее более подробно.

PS: Я специально не раскрывал тему про H-мост и так далее. Эта статья больше посвящена электротехнике, чем электронике. Возможно со временем рассмотрим и их.

Двигатель разрез
Двигатель разрез

Авто
5,66 млн интересуются