Реалии двадцатилетней давности служат поводом поностальгировать, а про более давние события и вовсе говорят как про «бель-эпок». Однако представление о бытовой специфике того времени в основном формируется при помощи фильмов и книг. Как следует изучив особенности быта прабабушек и прадедушек, понимаешь, как хорошо мы живём!
1. С улиц не убирали лошадиные трупы
Несмотря на стремительный рост крупных городов, пришедшийся на рубеж XIX и XX веков, развитие не поспевало за строительством: коммуникации были серьёзной проблемой, а основным средством передвижения оставался гужевой транспорт – лошади, повозки, телеги и кареты. К примеру, в начале века в Нью-Йорке насчитывалось свыше трех сотен тысяч лошадей (не считая частных выездов): их запрягали в конку, пожарные и полицейские экипажи, кареты скорой помощи. А в 1895 году газета «Время Лондона» предсказывала и кассандрила: дескать, к 1945 году городские улицы британской столицы будут покрыты слоем конского дерьма толщиной в три метра.
Помимо испражнений, существовали и другие проблемы: лошади имели обыкновение умирать, нередко – прямо на улице, на перекрёстках или крупных оживлённых магистралях. В случае, если улица была парадной, труп, вероятно, убирали. Однако если места были захолустные, куда чаще лошадиную тушу оттаскивали на обочину, где она благополучно гнила, скрашивая запах навоза и немытых тел сладковатым оттенком тления.
2. Уродства были под законодательным запретом
Если в России при царе калеки и юродивые своим ходом отправлялись на церковную паперть или доживали свой век на печке, в просвещенной Америке существовали законы, регулировавшие физические уродства и прямо запрещавшие обладателям особенностей появляться на городских улицах.
К примеру, чикагский мэр Джеймс в 1881 году издал декрет, облагавший смевших появиться на людях в публичном месте больных, изуродованных или имеющих врождённые уродства граждан штрафом в размере от 5 до 50 долларов (ставка варьировалась в зависимости от моральных страданий граждан при виде калеки). Забавно, что штраф этот просуществовал до 70-х годов прошлого, XX века.
Нередкими были подобные штрафы и в других городах Америки, но, в целом, запрет был отменён вскоре после того, как ветераны Второй мировой вернулись с фронта и газеты осветили несколько случаев, когда недосчитавшийся руки, ноги или глаза герой войны представал перед судом и получал за свои подвиги перед страной штраф на кругленькую сумму.
3. Мальчики ходили в платьях
На портретах столетней давности дети в возрасте до 5-6 лет чаще девочки, чем мальчики. В более позднем возрасте пропорция выравнивается. Не задумывались, с чем это связано?
Всё просто: мода тех лет требовала, чтобы в приличных семьях (читай – тех, которые могут себе позволить следовать моде в принципе) наследников мужского пола до определённого возраста наряжали в платьица, украшенные бантиками, рюшечками, воланчиками. Существует версия, что мода была обусловлена предрассудками: дескать, так мальчика, потенциального наследника власти (или имущества) нечистая сила или недобрые люди принимали за куда менее ценную девочку – и обошли стороной. Куда более вероятным кажется, что дело в практических вопросах – в платье приучать ребенка к туалету проще, чем в многочисленных и сложных панталонах, довольно-таки тесных, надо сказать. А тут чего? Задрал юбку и сделал дела. Следует отметить, что такой опцией нередко пользовались вполне взрослые придворные дамы. Не в викторианскую эпоху, несколько раньше.
Один символический момент всё же был: до 5-6 лет за воспитание мальчика отвечала мать, он проводил время на «женской» половине дома и тусил с фрейлинами (в случае королевских домов) или прислугой женского пола, старшими сёстрами. Соответственно, одежду подбирали соответствующую обстоятельствам. После определённого возраста ответственность за воспитание мальчика переходила к отцу, юнец получал новую одежду и шёл в школу за знаниями и порцией розог.
4. Алкоголь служил смягчающим обстоятельством при ДТП
В то время, когда на улицах североамериканских городов появились первые допотопные автомобили, строгого законодательного регулирования их передвижения ещё не было. Разумеется, если вы кого-то насмерть задавили, это подлежало наказанию (например, соседи пострадавшего могли насадить вас на вилы). Другим вариантом был суд. И здесь имел место поразительный момент: признание водителя в том, что он не справился с управлением автомобилем, будучи в подпитии, служило для присяжных заседателей смягчающим обстоятельством! Считалось, что пьяный человек не может в полной мере нести ответственность за свои поступки. Таким образом, даже законченный пьяница, раскатав по тротуару старушку с пуделем, мог на первый случай отделаться лёгким штрафом, поскольку, по мнению суда, был в состоянии временного помешательства.
А спиртное в него, видимо, наливали насильно…
5. Бензин продавался в аптеках
До того, как появились первые автозаправки, бензин можно было приобрести в аптечных пунктах или кузнечных мастерских. Рядом с бензином и керосином на аптечных полках стояли кокаин (как средство от широкого спектра заболеваний, в том числе острых респираторных) и героин (применялся от головной и зубной боли). Но это другой разговор.
Канистр для бензина тогда ещё не придумали: топливо продавалось в железных бочках либо в розницу, так сказать – в стеклянных бутылях объёмом в пинту, кварту или галлон (галлонами в США барыжат топливо до сих пор). После того, как ты наполнил бензобак, бутылочку можно было сдать обратно, получив несколько центов. У нас так минералку и пиво продавали.
Автолюбителям приходилось покупать сразу несколько литровых стеклянных бутылей и, возможно, сдавать их обратно оптом за скидку. Что-то это нам напоминает…
Первая заправка в США появилась в 1913 году, породив целую культуру автомобильных путешествий. Со временем заправки стали предлагать широкий спектр услуг, оснастились туалетами и закусочными.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Не все мозги утекли: 6 современных российских ученых, меняющих мир