В честь 151-й годовщины со дня рождения вождя мирового пролетариата – как не вспомнить о монументальном творчестве, связанным с его образом?
Как бы мы не относились к В.И. Ленину и его роли в нашей истории – его деятельность уже часть нашей истории. Как и многочисленные (это ещё слабо сказано) памятники ему – это часть нашей не только истории, но и культуры. А иногда даже географии, как тридцатиметровый памятник Ленину у входа в Волго-Донский канал.
Что есть стандартный памятник Ленину? Сосредоточенный и серьёзный Ильич на площади, указующий перстом с высокого постамента – верной дорогой идёте, товаг’ищи!
Где-то, как в Нижнем Новгороде, он показывает, как пройти к вокзалу. Где-то, как в Саратове – указывает на оперный театр. Где-то, как в многочисленных анекдотах – направляет верной дорогой в продмаг или сельпо.
Другое дело, что далеко не всегда Ильич на памятнике именно указывает куда-либо ладонью или пальцем. Он, знаете ли, бывает и просто смотрит вдаль, иногда вполне наполеоновским жестом держась за одёжку.
Но это классика, стандарт монументальной скульптуры. Я же хотел бы коснуться, пусть и классического, но достаточно необычного памятника Ленину. Который, в каком-то смысле, и не совсем Ленину.
Вообще, памятников, тесно связанных лично с В.И. Лениным, но, при этом, не Ленину хватает.
В той же Астрахани имеется памятник её уроженцу – Илье Николаевичу Ульянову. С памятником его сыну они стоят по разные стороны треугольника Астраханского кремля.
Теоретически, первоначально фамилия Ильи Николаевича была «Ульянин». На «Ульянов» он сменил её позже, для благозвучности. Его сын, Владимир, в полной мере реализовал эту тягу к смене фамилий и псевдонимов.
Кроме того, есть не то, чтобы памятник, но барельеф старшего брата Ленина, Александра Ильича Ульянова. Установленный в специфическом месте по специфическому поводу.
Какой из памятников Ленину «самый главный» - сложно сказать. В Петербурге-Петрограде-Ленинграде? В Москве? В Ульяновске?
Теоретически, Ульяновск в этой гонке однозначно проигрывает. Всего лишь малая родина, «место рождения», Симбирск. Который будущий «вождь мирового пролетариата» покинул в семнадцать лет и больше никогда не возвращался. Но памятник, установленный тут, вполне торжественен.
Открыли этот ульяновский памятник на семидесятилетие со дня рождения Ленина – 22 апреля 1940 года. Шесть метров самого вождя и ещё восемь с половиной – пьедестала. Сталинская премия архитектору – в комплекте.
Но и этот памятник, с отважным Ильичом, чью одежду треплет ветер перемен, вполне каноничен. Лишь более динамический вариант классического образа.
Вот ещё один ульяновский памятник – другое дело.
Время шло, «революционная простота нравов» постепенно возвращалась к исходному «мещанскому болоту». Вдруг, неожиданно, выяснилось, что суровый и непоколебимый вождь мирового пролетариата тоже когда-то был ребёнком. И у него даже была мама.
В апреле 1970 года, в Ульяновске, в честь столетия со дня рождения, на площади Ленина (там, где Ленинский мемориал, со стащенными в него со всего Ульяновска домами семьи Ульяновых) был открыт весьма своеобразный памятник.
Как пишут, основой для этого образа «вождя мирового пролетариата в детстве» послужила вполне буржуазно-мещанская семейная фотография 1874 года. На которой были запечатлены четырёхлетний будущий борец за права трудового народа и его трёхлетняя любимая сестра Ольга (скончалась не дожив до двадцати, в 1891 году).
С одной стороны, на нестандартном памятнике запечатлён весьма «нереволюционный», детский, период жизни Ленина. С другой стороны, запечатлён он весьма монументально. Чай это не просто ребёнок, а «какой надо ребёнок».
Мария Александровна Ульянова тут, даже сидя, ростом в три метра. А весь памятник целиком вытягивает на четыре с половиной.
Некоторые искусствоведы даже смогли усмотреть в памятнике вполне библейские мотивы. Дескать Богоматерь с Младенцем.
Мол, в иконописной традиции принято изображать младенчика-Христа с достаточно взрослым и пропорциональным телом, но при этом с откровенно детской головой.
Не знаю, не знаю. Искусствоведы – они как литературные критики. Или школьные учителя литературы. Ищут скрытый смысл там, где у автора были просто «зелёные занавески».
Но какой бы ни вкладывали смысл в ульяновский памятник его создатели, он остаётся одним из самых необычных, пусть и классических, воплощений образа «Ильича».
«Дедушка Ленин» когда он сам был ещё ребёнком.