Вообще все водители знают или догадываются, зачем нужно проходить техосмотр автомобиля.
А Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…» их знания подытоживает: мол, это нужно, чтобы обеспечивать безопасность как собственно вашей машины, так и в целом дорожного движения (п. 12 ст. 1). Всё логично, да.
И что собой представляет техосмотр автомобиля, водители тоже в курсе. Вашего «пациента» осмотрят, проверят техническое состояние всех его частей, предметы их вспомогательного оборудования и проч.
Если в результате такой проверки машину признают соответствующей нормам безопасности, утвержденным в законах, то радостно считайте, что техосмотр вами благополучно пройден. Как результат – ваш «пациент» допущен к передвижению по дорогам России и, когда это установлено специальными международными договорами, также за границей.
Однако не секрет, что многие автовладельцы называют прохождение техосмотра автомобиля бесполезным занятием. Мол, если у моей «ласточки заболит крылышко», я и сам ее к специалистам отвезу; а если проблем нет, то зачем и время тратить на все эти осмотры.
И единственным бонусом от техосмотра они признают получение диагностической карты. Ведь без нее нельзя приобрести полис ОСАГО (см. подп. «е» п. 3 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
И многие россияне радовались, когда в связи с «коронными» обстоятельствами прошлого года на несколько месяцев водителям было введено послабление: техосмотр упростили, требование предъявлять диагностическую карту для оформления договора ОСАГО отменили.
Но осенью 2020 г. такие послабления убрали. И теперь проходить техосмотр и получать диагностическую карту необходимо в обычном – обязательном для почти всех граждан – порядке.
Насколько часто необходимо по закону проходить техосмотр?
Это связано с конкретным видом принадлежащего вам транспортного средства, а также с прошедшим сроком его использования.
Указанный Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств…» в ст. 15 утвердил новые правила, по которым сроки такие:
1) ровно 2 года, когда с момента выпуска в обращение следующих транспортных средств прошло от 4 до 10 лет, и ровно 1 год, если срок их использования больше 10 лет:
- для легковушек;
- грузовиков с наибольшей массой до 3,5 тонн;
- различного мототранспорта;
- принадлежащих физическим лицам прицепов и полуприцепов, наибольшая масса которых не достигает 3,5 тонн;
2) равно 1 год вне зависимости от года выпуска транспортного средства, вышедшего в обращение менее 5 лет назад, либо полгода – для выпущенного в обращение более 5 лет назад:
- для автомобилей, специально нацеленных на обучение вождению кандидатов в водители;
- такси-легковушек;
- разного рода автобусов;
- грузовиков, имеющих наибольшую массу от 3,5 тонн и выше или специально оборудованных для перевозок до 8 пассажиров (плюс водителя);
- машин с устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов;
3) 1 раз в полгода:
- для специализированных транспортных средств, которые оборудованы конкретно и непосредственно для перевозок опасных грузов, а также для прицепов к ним.
А есть ли те счастливчики, кому наше законодательство позволяет техосмотр вообще не проходить?
Как ни странно – да, такие счастливчики есть.
Они четко установлены в уже названном Федеральном законе «О техническом осмотре транспортных средств…».
Итак, россияне вправе не таскаться на проходить техосмотр в самые первые 4 года после приобретения:
- легковушек;
- грузовиков с наибольшей массой, не доходящей до 3,5 тонн;
- мототранспорта;
- прицепов и полуприцепов.
Тут необходимо учитывать, что:
- первые 4 года подразумевают в том числе год выпуска;
- прицепы и полуприцепы, которыми владеют граждане и которые характеризуются наибольшей массой до 3,5 тонн, все же требуют прохождения техосмотра раньше, чем через 4 года.
Кроме того, наплевав на установленные сроки, вы можете пройти техосмотр раньше. То есть вот позже – нельзя, это будет считаться нарушением законодательства. А раньше – вполне можно.
В силу Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств…» (п. 6 ст. 15) пройти техосмотр досрочно можно:
1) когда вам надо выехать в другую страну на этом транспортном средстве;
2) просто потому, что вы так захотели… ну, мало ли, допустим, вы решили перестраховаться… или у вас «что-то там такое где-то стучит».
Также в продолжение темы читайте Дзен-статьи «Ремонт авто по ОСАГО: 8 полезных фишек закона, которые важно знать» и еще «Чего избегать при регистрации авто, если решил его продать».