Найти в Дзене
Основной аэродром

📅 Нержавеющий «Сталь-3» и экспериментальный самолёт с оживальным крылом BAC 221. «День в истории авиации» №70 (26 апреля—2 мая)

Оглавление

Британский перехватчик-неудачник, ставший испытательным стендом, гоночный самолёт из Франции, турбовинтовой самолёт укороченного взлёта/посадки и многое другое в свежем выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️

26 апреля

26 апреля 1933 года — первый полёт гоночного самолёта Potez 53. /Франция/

Для участия в популярных авиационных гонках 1930-х годов производители стремились построить лучшие самолёты. Ведь это была дополнительная реклама. Так в 1933 году поступила компания Potez, разработав Potez 53 для гонки Coupe Deutsch de la Meurthe.

Самолёт построили всего за 3,5 месяца. Это был аэродинамически чистый низкоплан с убираемым шасси. Он проектировался сразу под антропометрические данные пилотов Жоржа Детре (Georges Détré) и Гюстава Лемоина (Gustave Lemoine). Устанавливался двигатель Potez 9B (310 л.с.) Максимальная скорость — 356 км/ч, дальность полёта — 2000+ км.

2 построенных самолёта участвовали в гонке Coupe Deutsch 1933 года. Жорж Детре на №10 занял 1 место, пролетев 2000 километров за 6 часов 11 минут и 45 секунд. На фоне этого, Potez построила ещё 2 варианта Potez 53, отличавшихся двигателем и размерами крыла. Но гонку Coupe Deutsch 1934 года оба новых самолёта завершить не смогли.

27 апреля

27 апреля 1934 года — первый полёт авиалайнера Stinson Model A. /США/

Основанная в 1920 году компания Stinson Aircraft долгое время была известна своими лёгкими самолётами. Но в 1930 году она решила выйти на рынок авиалайнеров. Первым проектом стал SM-6000 Airliner. После его успеха компания начала работы над своим вторым авиалайнером — Model A.

Model A представлял собой низкоплан с подкосным крылом и убираемым шасси. Фюзеляж — каркас из нержавеющих стальных труб, обшитый полотном. Оснащался 3 двигателями × Lycoming R-680-5 (260 л.с.) На борту размещалось 8 пассажиров, стюард и 2 пилота. Крейсерская скорость — 262 км/ч, дальность полёта — 790 км.

Выпустили всего 31 авиалайнер Stinson Model A. Причина — техническое устаревание самолёта на фоне новых цельнометаллических Boeing Model 247 и Douglas DC-2. Основным эксплуатантом стала авиакомпания American Airlines, несколько авиалайнеров летали под флагом Airlines of Australia. Один экземпляр Model A сохранился до наших дней.

28 апреля

28 апреля 1928 года — первый полёт перехватчика Bristol Type 107 Bullpup. /Англия/

В 1927 году британское авиационное министерство опубликовало спецификацию F.20/27. По ней необходимо было разработать скороподъёмный перехватчик для борьбы с вражескими бомбардировщиками. Компания Bristol Aeroplane представила на конкурс свой самолёт Type 107 Bullpup.

Будучи облегченной уменьшенной версией истребителя Type 105 Bulldog, Bullpup представлял собой одноместный биплан с неубираемым шасси. Двигатель Bristol Mercury IIA мощностью 480 л.с. позволял развить скорость до 306 км/ч. Вооружение — 2 × 7,7-мм пулемёта Lewis.

Хотя на испытаниях самолёт показал хорошие лётные характеристики, в серийное производств Bristol Type 107 Bullpup не запустили. Сказались задержки в поставках двигателя поставкой двигателя Bristol Mercury IIA. Конкурс выиграл Hawker Fury. Единственный построенный Bullpup стал испытательным стендом для различных двигателей.

29 апреля

29 апреля 1959 года — первый полёт многоцелевого самолёта короткого взлёта и посадки Dornier Do 28. /Германия/

После успеха самолёта Do 27 компания Dornier Flugzeugbau GmbH решила разработать его более продвинутую и вместительную версию. В отличие от предшественника, Do 28 создавался больше для использования в гражданской авиации, а не в ВВС.

Внешне высокоплан с неубирающимся шасси Do 28 очень напоминал Do 27. Главные отличия — 2 × двигателя Lycoming IO-540-A (290 л.с. каждый) и фюзеляж увеличенного объёма (7 пассажиров или 2 носилок). Крейсерская скорость — 274 км/ч, дальность полёта — 1680 км.

После успешных испытаний самолёт запустили в серийное производство. Как и Do 27, новый Dornier Do 28 показывал хорошие взлётно-посадочные характеристики и управляемость на малых скоростях. Было выпущено более 350 самолётов, часть из которых всё ещё находится в эксплуатации.

30 апреля

30 апреля 1933 года — первый полёт лёгкого пассажирского самолёта Сталь-3. /СССР/

В 1929 году была создана конструкторская группа «Сталь», исследовавшая перспективы использования нержавеющей стали в самолётостроении. Руководил ей конструктор Александр Иванович Путилов. Первый самолёт группы — Сталь-2 — получился успешным и было принято решение разработать его более вместительную версию под более мощный двигатель.

Сталь-3 был подкосным высокопланом с неубираемым шасси. Каркас фюзеляжа сварен из стальных труб, обшивка выполнена из полотна, фанеры и дюраля. Устанавливался двигатель М-22 (480 л.с.) Крейсерская скорость — 212 км, дальность полёта — 960 км. Брал на борт 6 пассажиров + 2 членов экипажа.

В 1935 году Сталь-3 запустили в серийное производство. До 1939 года выпустили 79 самолётов. Сталь-3 летали на маршрутах «Аэрофлота» вплоть до 1941 года.

1 мая

1 мая 1964 года — первый полёт экспериментального самолёта BAC 221. /Англия/

Для сверхзвукового авиалайнера Aérospatiale/BAC Concorde было предложено использовать крыло новой формы — оживальное. Чтобы проверить эту концепцию, компания Bristol Aircraft, входящая в корпорацию British Aircraft Corporation (BAC), предложила построить самолёт BAC 221. Но не с 0, а путём глубокой модернизации уже существующего экспериментального самолёта Fairey Delta 2.

BAC 221 представлял собой среднеплан-«бесхвостку» с оживальным крылом стреловидностью 65° по передней кромке. Устанавливался двигатель Rolls-Royce Avon 28 с тягой 49 кН. Максимальная скорость — 1705,9 км/ч (1,6 MAXa), дальность полёта — 1335 км.

После серии исследовательских полётов на малых, околозвуковых и сверхзвуковых скоростях, проект свернули. Результаты испытаний использовались дальше в проекте Concorde. Единственный построенный BAC 221 сегодня находится в Музее авиации флота (Илчестер, Англия).

2 мая

2 мая 1961 года — первый полёт многоцелевого самолёта Pilatus PC-6 Turbo Porter. /Швейцария/

Компания Pilatus Aircraft в конце 1950-х годов разработала самолёт общего назначения PC-6 Porter. Заказчики быстро оценили его возможности укороченного взлёта и посадки. В это время шло развитие турбовинтовой авиации. Pilatus не остались в стороне и выпустили обновлённый PC-6 Turbo Porter.

Конструкция осталась без особых изменений — высокоплан с неубирающимся шасси. Главное отличие от PC-6 Porter — турбовинтовой двигатель. На первых самолётах стоял Turbomeca Astazou IIE (523 л.с.), на более поздних — Pratt & Whitney Canada PT6A-27 (550 л.с.) Крейсерская скорость (для PC-6 B2 Turbo Porter) — 213 км/ч, дальность полёта — 730 км. Брал на борт до 10 пассажиров.

Самолёт обладал отличными характеристиками скорости и управляемости. Эксплуатируется во многих странах мира, в том числе и в ВВС (Алжир, Франция, Австрия, Перу и т.д.) Последний PC-6 Turbo Porter выпустили в 2019 году.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории