Найти тему
Любимые детективы

Жеглов и Шарапов. Они такие разные в книге "Эра милосердия" и в фильме "Место встречи изменить нельзя".

Роман "Эра милосердия" братьев Вайнеров, впервые был опубликован в журнале "Смена" в 1975 году. Публиковали его в сокращённом варианте,специально для журнального варианта. В полном виде,роман опубликовали в "Воениздате" в 1976 году. А в 1979 году на экраны вышел сериал Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Несмотря на то,что сам роман и фильм очень близки по сюжету, диалогам,самой атмосферой послевоенной Москвы, воспринимаются они всё-таки по-разному.

Роман вышел в 1976 году
Роман вышел в 1976 году

Если сначала посмотреть фильм, а потом прочитать книгу, то знакомых героев не узнаёшь,настолько прочно вошли в наше сознание образы созданные Говорухиным. Скажите честно,положа руку на сердце-видите ли вы другого Жеглова или Шарапова. Лично я-нет. Только те образы,которые создали Высоцкий и Конкин. Это наверное и есть высший пилотаж актёрской игры,когда даже при бешеной популярности артистов, на экране реально видишь их героев. То есть-это не Владимир Высоцкий на экране, а реальный Глеб Жеглов. Что меня удивило при прочтении романа-это то, что герои братьев Варнеров, совсем молодые ребята. Жеглову всего 25 лет,Шарапову 22 года. Всё-таки,герой Высоцкого,более зрелый на экране. Хотя,тогда ребята на войне быстро взрослели. Варя Синичкина,в книге погибает и поэтому, мне больше нравится киношный вариант,где она усыновляет подкидыша и кадр,где она встречает Шарапова с ребёнком на руках-это прямо до слёз. Среди всей этой грязи,бандитов,жуликов, с которыми они встречаются каждый день,как символ светлого будущего,вот такой эпизод.

Кстати,в основу романа,положены реальные события. Дело банды Ивана Митька из Красногорска.

Говорухин прекрасно передал ту атмосферу послевоенной Москвы, как люди учились жить мирно,без войны. Очень трудно. Разруха, голод, разгул криминала, бандитизма и одновременно героическая работа работников уголовного розыска.

Ну и актёрский состав-просто великолепный. Надо отдать должное, Станиславу Говорухину-он всегда попадал в десятку, с подбором актеров. И фильмы у Мэтра-что ни фильм,то шедевр. В этом фильме вообще что-то невероятное: Высоцкий,Конкин,Армен Джигарханян (Горбатый), Фокс-Александр Белявский, Манька облигация-Удовиченко,Фатеева,Садальский Евстигнеев (Ручечник),Куравлёв(Копченый). Все образы,созданные артистами, совпадают на 100% .

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" 1979 год. реж. С.Говорухин
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" 1979 год. реж. С.Говорухин

Ну и любимые цитаты из фильма: "Горбатый,я сказал Горбатый!" "Вор должен сидеть в тюрьме" "Кошелёк? Кошелёк? Какой кошелёк? " "Ну и рожа у тебя,Володь. Ох, рожа-смотреть страшно"

Кстати, в этом фильме, Высоцкий не исполняет ни одной своей песни. Он поёт только "Лиловый негр"-романс Александра Вертинского. Поговаривают, что Высоцкий обиделся на Говорухина за то,что он не дал ему спеть. Зато в 1980 году,он написал песню,которую посвятил братьям Вайнерам, в благодарность за образ Глеба Жиглова. Сам текст песни из трёх частей. Последняя из них "Письмо торговца ташкентскими фруктами" и стало песней.

Кстати, в этом фильме, Высоцкий не исполняет ни одной своей песни. Он поёт только "Лиловый негр"-романс Александра Вертинского. Поговаривают, что Высоцкий обиделся на Говорухина за то,что он не дал ему спеть. Зато в 1980 году,он написал песню,которую посвятил братьям Вайнерам, в благодарность за образ Глеба Жиглова. Сам текст песни из трёх частей. Последняя из них "Письмо торговца ташкентскими фруктами" и стало песней.

В 1987 году Владимиру Семёновичу Высоцкому была присуждена Государственная премия (посмертно) за создание образа Глеба Жеглова.

Мне кажется, что эта книга и этот фильм-не совсем детектив. Здесь больше о человеческих отношениях, об офицерской чести, о достоинстве, о дружбе. Во всяком случае,пересмотрите и перечитайте- на душе станет чище.