1-3 процента способны идти дальше.
Дальше – это дальше от своих иллюзий о себе. В другую сторону от норм, которые уже тяготят, но как-то что ли срослись с личностью.
Эти 1-3% сами спрашивают, где взять ещё.
98% ждёт новостной рассылки "Измени свою жизнь сегодня". Если они не сделали ничего, чтобы изменить свою жизнь, они всегда могут сказать: "Вы мне не напомнили!" или "Вы не прислали письмо, поэтому я все пропустил". И ждут следующих инструкций.
Люди, которые ждут, что их будут обслуживать, объясняя себе, что они "заплатили за услугу", не умеют пока использовать свои собственные ресурсы, чтобы научиться, чтобы понять, чтобы найти, чтобы управлять сферами своей жизни.
Ждать окончания оказания услуги и учиться (то есть использовать возможности, чтобы научить себя) в каждом взаимодействии – совсем не одно и то же.
А вы гарантируете МОЙ результат? А через сколько? Если я заплачу и, скажем, буду делать точно, что вы говорите, если у меня будет время?
Спрашивают люди, когда нет внутренней готовности делать. Она не всегда сразу есть, её надо иногда выносить, осознать, увидеть в себе. А иногда её нет, даже если человек голосом и текстом говорит: "Мне очень-очень надо. Весь мир/весь офис уже говорит на английском, а я отстаю".
На самом деле, он говорит: "Может, вы сделаете? Я заплачу. У меня нет ни мотивации, ни особой необходимости, ни времени. Но на этот раз я точно выставлю себя "за зону комфорта", чтобы у меня 4 раза в неделю в 7 утра был английский. Чтобы уж точно объяснить себе всю серьёзность намерений". Но делать этот человек не готов. Он готов только присутствовать в 7 утра, жертвовать сном, уговаривать себя, ждать чудесных методик от преподавателя, то есть ждать, что другие, за счёт своих ресурсов, выведут его на нужный уровень.
Это будет спринт на 2 недели, максимум. Потом человек выгорает, выдыхается, выдыхает наконец и говорит: "Я пробовал. Я делал. Ну не идёт у меня".
Я повторяю для своих студентов: "Consistency matters more than Intensity"
Делать – это другое.
Люди, которые умеют учиться, учатся все время. Им интересно. Они не могут пройти мимо возможности, как пианист не может пройти мимо фортепьяно на улице или в торговом центре. Его тянет сыграть. Он садится и играет.
Он не делает задание по инструкции или по расписанию, он соединяется с музыкой.
Я работаю над своим английским каждый день, но не могу сказать, что следую чёткой программе. Материалы сами находят меня. Все, что мне нужно – уметь с ними работать. Я нахожу удивительное и волшебное, но не прикладываю для этого никаких специальных усилий. Мне не нужен учебник с" удивительными материалами", я его создаю сама. Из всего, что попадает в поле моего внимания.
Все материалы, которые мы добавляем в библиотеку ресурсов для студентов курса Learn to Hear Every Single Word in English, так же просто попали в поле внимания и превратились в упражнение. Эти материалы – то, как я вижу английский.
Ни в одном курсе у меня нет уроков с объяснением грамматики. Потому что мои студенты учатся объяснять правила себе сами. И потому что я сама не могу объяснить себе необходимость их читать или тем более запоминать.
Я по-другому учу грамматику и всегда учила. Мне показывают, как работает язык. А я сама анализирую и нахожу закономерности, и уже потом сверяю с правилами.
Сначала всегда "миллион примеров", потом "правила".
Так я тренируюсь объяснять сложное простым, понятным мне самой языком. Если я себе не могу объяснить third conditional, как я могу показать это другим? Когда сначала "миллион правил", а потом "пара примеров в учебнике", результат одинаковый и предсказуемый – люди не понимают, что выучили, как это применять. И не могут запомнить много-много лет.
Сколько людей до сих пор не понимает времена, модальные глаголы, conditionals. Вроде учили, а объяснить СЕБЕ не могут. Поэтому не могут использовать в речи.
Поэтому сначала примеры (это работает для меня). Поэтому я выбираю материалы не про английский, а про жизнь (то, что мне интересно. Я не смотрю и не читаю каналы, где объясняют правила английского, это для меня скучно. Я наблюдаю за работой некоторых преподавателей, потому что мне интересно именно как они преподают и подают материал).
Когда я выбрала материал, на котором остановлю сегодня свое внимание, все, что мне нужно – уметь с ним работать. Материал сам по себе не суть важен. Только мой навык работать с информацией, не залипать в неё, не брать ненужное, брать нужное и быстро переключаться.
Работать с материалом означает знать технику выполнения упражнений (нужно отработать на практике, чтобы уметь повторить с любым другим материалом и в любых других условиях), знать свои индивидуальные особенности восприятия и обучения, и уметь видеть структуру вместо разрозненных, на первый взгляд ничего не значащих деталей.
Там, где люди видят просто сайт или просто видео, я вижу потрясающее упражнение для тренировки СВОИХ качеств. Я не английский тренирую, а себя. Мне нужен результат не в английском, а в себе. Насколько я чётко формулирую и объясняю? Насколько людям со мной легко? А мне с ними? Как быстро я понимаю суть? Насколько верно улавливаю структуру, когда обрабатываю большие объёмы информации в незапланированной беседе или ситуации? Что говорят мои интонации? (я показываю или указываю? Я слышу или делаю вид, что слышу?) и много других параметров.
Английский – не цель. Но критерий. Когда меняются мои качества в нужную сторону, английский не может не менятся, т.к. я использую его как средство коммуникации, то есть выражения мысли.
Когда ход и структура мысли поменялись, речь неизбежно меняется. Если я вижу резкое несоответствие между тем, как я мыслю (голос, который звучит у меня в голове, или внутренняя речь) и как и говорю и пишу (выражаю мысль в слова, предложения и интонации, то есть устная и письменная речь), то мне надо работать не над правильным английским, а над приведением в соответствие внутреннего и внешнего, то есть соединить для начала себя.
А потом уже требовать от других понимания. Или требовать от себя идеального английского. Хотя, и то и другое становится потом нерелевантным. Потому что "требовать", "заставлять", "пинать", и издеваться над своим сознанием в любой другой форме не является актом обучения или воспитания.
Все начинается с человека. Его внутренней готовности, способности, его личностных качеств, и его действий. Какие качества, такие и действия. Когда идёт работа над качествами, меняются действия. И вся эта многолетняя возня вокруг того, что "не получается" или "не даётся" кажется такой смешной, что смеёшься до коликов.
Потому что много лет требовал от обезьяны стать человеком, потому что в учебнике по эволюции так написано. А обезьяне по-настоящему интересны только бананы...и она честно посылает "умные" увещевания о "важности" английского к чертям.
Знание правил или слов ещё ничего не даёт. Речь – это не слова и правила, это человек. Его намерение, его качества, его отношение, его способность строить отношения с людьми, его внутренний стержень.
Понимает это (не головой, а именно через свой опыт постоянных итераций и ошибок) примерно 1-3 процента.
Это не плохо, это не печальная статистика. Может, так и должно быть. С ними безумно интересно, эти люди вдохновляют создавать, с ними хочется общаться, потому что через "английский" они сообщают массу другой информации, которая развивает меня.
Я – вот что мне интересно. Моё развитие. Английский – это мой инструмент. Я им уверенно владею.
Но это только инструмент для развития качества моей речи, потому что речь (на любом языке) – отражение уровня развития сознания.