Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

ВЫДАЮЩИЙСЯ СОВЕТСКИЙ ПЕДАГОГ

На современном этапе развития нашего общества обращение к педагогическому наследию выдающихся деятелей нашей системы образования приобретает особую значимость. В когорте выдающихся деятелей советской науки, культуры, просвещения особое место занимает Надежда Константиновна Крупская.

Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) – государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования. С ноября 1917 года работала в Наркомпросе, участвовала в разработке «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы РСФСР». Возглавляла Общество педагогов-марксистов. Первый советский нарком просвещения А. Луначарский, признавая неоценимые заслуги Н. Крупской, не раз называл ее «душою Наркомпроса». Ее педагогическая деятельность, ее выдающиеся знания, сердечность и простота вызвали признание широких слоев учительства, любовь и огромное уважение всех, кто с ней соприкасался в работе.

За время ссылки в Уфе Крупская написала три статьи на педагогические темы: «Тип хорошего учителя», «Школа и жизнь», «Общественная сторона педагогических вопросов». В них она рассматривала педагогику как непрерывно развивающуюся науку о воспитании, задача которой состоит в разработке теории, содержания, форм и методов организации народного образования и культурного строительства. Благодаря ей теория детского коллектива, вопросы детского движения, идея общественно-полезной работы школы впервые стали рассматриваться как педагогическая проблема.

Профессию учителя Крупская считала одной из самых ответственных, самых благородных. «Мы называем писателей “инженерами человеческих душ”, – утверждала она. – Название хорошее, почетное, но руками одних инженеров дело не продвинешь. Без педагогов… писатели, инженеры душ человеческих, не смогут перестроить по-настоящему весь быт, всю культуру».

Весьма важно подчеркнуть, что Надежда Константиновна отличалась редчайшей трудоспособностью и деловитостью. Личный секретарь Вера Дридзо вспоминает: «Писем Надежда Константиновна получала великое множество – иногда в день приходило более 100. И на все старалась ответить сама». Надежда Константиновна часто принимала гостей, вела переписку с трудящимися, молодежью.

Авторитет Надежды Константиновны был огромен. На каждого оказывали неизгладимое впечатление ее интеллект, личное обаяние. Так, корреспондент одной американской газеты писал: «Ее имя – одно из всех имен, которые знает каждый русский... Ясность ее мысли, сила характера сразу же захватили меня, как они захватывают каждого, кто сталкивается с этой чудесной пожилой леди...» Она была образцом требовательности к себе и к людям, образцом скромности и чуткости.

Крупская подчеркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением и определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Одним из важных направлений деятельности Крупской была разработка теоретических основ пионерской организации (ряд организационных и методических положений она заимствовала из опыта скаутизма). С именем Крупской также связано становление теории и практики дошкольного воспитания, образования взрослых, подготовки учительских кадров.

Для педагогики большой интерес представляет не только идейно-педагогическое наследие того или иного выдающегося мыслителя, но и сам процесс формирования данной личности. Это тем важнее по отношению к Крупской, что в ней целостно сочетались педагог, теоретик, методолог, организатор, общественно-политический деятель.
Для педагогики большой интерес представляет не только идейно-педагогическое наследие того или иного выдающегося мыслителя, но и сам процесс формирования данной личности. Это тем важнее по отношению к Крупской, что в ней целостно сочетались педагог, теоретик, методолог, организатор, общественно-политический деятель.

В теоретическом наследии Крупской мы находим глубокое освещение теории и практики воспитания, которым руководствуемся в своей идейно-воспитательной деятельности. Надежда Константиновна много сделала для того, чтобы современный учитель овладел наукой и искусством воспитания, убеждения. Ее идеи развиваются творческой деятельностью многих школьных коллективов, обогащаясь новым содержанием в условиях современного общества. В этом проявляется живая связь идей Крупской с нашей повседневной сложной и противоречивой практикой. И потому так свежи слова, сказанные Крупской в иной исторической обстановке, но сохраняющие всю свою ценность и актуальность в условиях модернизации современной школы.

Время обновления школы – самое время для того, чтобы снова внимательно вдуматься во все, о чем писала Надежда Константиновна в 20-е и 30-е годы.

Она унаследовала от Ленина не только исключительную многосторонность, разнообразие, неисчерпаемость общественных интересов, но и удивительную ленинскую цельность души, единство взглядов и действий, колоссальную целеустремленность.

В настоящее время, к сожалению, все еще не представляется возможным дать полную и всестороннюю оценку исторического вклада Крупской в прогресс нашего общества, в развитие психолого-педагогической науки. До сих пор нет полного собрания ее сочинений, а ведь оно сегодня остро требуется не только исследователям, но и широкому кругу практических работников образования, которые должны в наиболее полной мере ознакомиться с психолого-педагогическими взглядами Крупской, с ее теорией, которая, являясь многие годы общепризнанной, в некоторой части (кстати, довольно существенной) до сих пор остается почти неизвестной.

Сегодня, «советуясь» с Крупской, опираясь на разработанные ею демократические принципы организации системы народного образования, мы перестраиваем учебно-воспитательную работу в современной школе. Новому осмыслению и перестройке подлежит и организация, и структура, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения. Документы, принятые в условиях перехода к профильному обучению школьников, нацеливают каждый педагогический коллектив, каждую школу, каждого учителя на выбор наиболее вариативной системы образования, формы обучения, на выбор индивидуальных методов и средств формирования личности. Важно идти вперед. Важно идти к общей нашей цели. Эта цель – человек. Его развитие. Его совершенство.

«Советуясь» с Крупской, мы с позиций нового мышления изучаем славное историческое педагогическое наследие прошлого, осмысливаем настоящее и с оптимистической перспективой смотрим в будущее.

Камиль АХИЯРОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook