У «нас» с депрессией скоро юбилей – 10 совместно прожитых лет. Мы были вместе и в горе и в радости, прошли вместе школу, университет и несколько последующих лет. Бок о бок пережили Германию и с каждым годом становились все ближе и ближе. На самом деле я уже не помню, какого это, жить без нее… Я надеюсь, что моя история найдет отклик у того, кому, возможно, нужна помощь как мне в 15 лет, но кто боится пойти к врачу, опасаясь непонимания или издевок со стороны не только близких, но и малознакомых людей.
В нашем постсоветском обществе не принято смотреть на депрессию как на опасную болезнь. Для многих такого заболевания просто не существует. Сколько раз я слышала, что депрессия – последствие лени, отсутствие силы воли или результат того, что родители избаловали в детстве. А к психиатру или психотерапевту обращаются только «шизофреники» (причем в эту категорию попадают и люди, у которых нет шизофрении). Антидепрессанты объявляются наркотиками, а врачи, прописывающие их – дилерами. Якобы они хотят специально посадить человека на препараты и вызвать зависимость от них, чтобы они чаще приходили и платили деньги.
Вообще, меня удивляет такая позиция. Просто задумайтесь.
Если болит желудок, идут к гастроэнтерологу, голова – к неврологу. Прописывают препараты – тратят тысячи рублей в аптеках и не жалуются, ведь это врач прописал! А что делать, если болит внутри? Видимо, «просто не думать об этом». А ведь они даже не подозревают о том, что депрессия может стать смертельно опасным заболеванием. Убеждение, что депрессия – блажь, очень опасно.
Есть и другая крайность. Я говорю о тех, кто обесценивает депрессию до такой степени, что людей больных ею перестают воспринимать всерьез. 100% у вас есть знакомая или подруга (по моему опыту, чаще всего подвержены этому женщины), которые еженедельно жалуются вам на «депрессию». Поссорилась с партнером – депрессия. На работе завал – депрессия. Поправилась на полкило – угадайте с одного раза – правильно, ну, конечно же, депрессия! Объяснять им, что у них самая обыкновенная хандра или усталость бесполезно. Причем их нисколько не смущает, что их «депрессия» лечится посиделками с вином или чем-то подобным. Эх, если бы настоящую депрессию можно было побороть такими методами… Увы. Антидепрессанты, транквилизаторы, психотерапия (порой очень длительная и тяжелая) – вот то лечение, которое действительно может помочь.
Чем же опасна позиция «уменяждепрессия»? А тем, что людей с настоящим заболеванием и проходящих терапию не воспринимают всерьез. Какой психотерапевт? Какие таблетки? «Встреться с девчонками за винчиком и все, никакой депрессии не будет!»
Обесценивание депрессии – настоящая катастрофа. Каждый второй громко заявляет о том, что мы делаем из мухи слона. Или, закатывая глаза до такой степени, будто пытаются разглядеть свой мозг изнутри, спрашивают: «Ну и откуда она у тебя? У тебя же в жизни все просто супер!». Самое противное – ты порой и сам-то не знаешь, откуда у тебя эта мерзость. Она просто есть.
Вот вам яркий пример.
Представьте себе симпатичную и умную девушку 25 лет. Она добрая, у нее есть друзья и любимый человек. Родители достаточно обеспеченные люди, поэтому она может выбирать, чем хочет заниматься. У нее великолепное образование – она закончила бакалавриат и магистратуру МГУ (магистратуру с красным дипломом), получила редкую специализацию, о которой мечтала всю жизнь. Она много путешествовала, объездила почти всю Европу, год прожила в Германии, свободно говорит по-английски и по-немецки. У нее есть практически вся линейка «яблочной» продукции, дорогие украшения, дизайнерская одежда, она может позволить покупать дорогие и качественные продукты. Родители не против любых экспериментов с внешностью – будь то ярко-розовые волосы, 6 татуировок или пирсинг. У нее есть возможность обращаться за медицинской помощью в одну из лучших клиник Москвы.
Казалось бы – о такой жизни мечтают многие в нашей стране.
Но есть одно большое НО. У этой девушки тяжелая депрессия.
Что же скрывается в душе у человека, у которого, казалось бы, есть ВСЕ, чтобы быть счастливой?
- Неуверенность в себе
- Страх перед окружающими (социофобия)
- Неумение выстраивать личные границы
- Неумение защищать себя и свои мысли, взгляды, интересы (первая публикация как раз на эту тему)
- Ненависть к себе, своему телу и душе
- Ужасная внутренняя боль, которая заглушается физической болью
В результате мы получаем внешне здоровую и успешную девушку, которая долго пыталась скрыть от родителей и окружающих шрамы на руках. Помимо этого, на фоне плачевного психологического состояния, у нее нет месячных. К своим 25 годам она слышала уже много диагнозов: поликистоз яичников, синдром раннего климакса, гормональный сбой. Прошло немало лет, прежде чем один-единственный врач догадалась о том, что это…психосоматика (тоже, кстати, обесцениваемая в современном обществе). Психосоматика привела к бесплодию, и теперь даже ЭКО может не помочь. Неумение отстаивать себя - к тому, что первая интимная близость была насильственной. Она не может найти себе работу, потому что считает себя бесполезным человеком.
И это даже не половина. Я умолчала о подростковых годах, когда в школе ее травили одноклассники и учителя. О том, что ей пришлось поступить в МГУ в 16 лет, ведь в школе больше нельзя было оставаться. О том, что освоить университетскую программу умственно не было проблемой, но психологически учеба стала настоящим испытанием.
Эта девушка – я. Каждый день мне приходится мириться с апатией, эмоциональной «анестезией», тревожностью… Во время депрессивных эпизодов я не могу встать с кровати, принять душ, а помыть голову становится непреодолимым испытанием. Внутри я бываю мертва. Только пульсирующая внутренняя боль и дрожь во всем теле дают мне понять, что я пока жива.
Только спустя полгода после начала терапии мне полегчало. Наконец-то мы с врачом подобрали таблетки, благодаря которым я не хочу умереть, могу работать и писать. Однако меня продолжает мучить одна мысль – если бы я пошла к врачу раньше, может быть, этого морального ада бы не было? Могла ли я быть счастлива все эти годы, гордиться собой и своими достижениями, любить себя и принимать такой, какая я есть? Вопросы останутся без ответа.
Но одно я знаю точно – как бы ни было тяжело сейчас, все будет хорошо. Я не смогу перебороть устоявшиеся в обществе стереотипы, да и пытаться не буду. Не хочу быть донкихотом, сражающимся с ветряными мельницами. То, чего я действительно хочу – помочь людям с депрессией понять, что с ними ВСЕ В ПОРЯДКЕ, они не избалованные, не испорченные и не ленивые. Им просто нужна помощь, получить которую – не стыдно, а необходимо. Я хочу, чтобы хорошие и талантливые люди обрели себя, почувствовали свою внутреннюю силу и творили. Только так мир сможет измениться к лучшему. А пока – я просто веду свой дневник, анализирую свое прошлое и пытаюсь нащупать будущее.
Меня зовут Лиза, у меня депрессия, но я справлюсь.