Найти в Дзене
Александр Матусевич

Каррерас в дистанте, а конкурс – живьём

Победители и члены жюри «Jose Carreras Grand Prix» -2021
Победители и члены жюри «Jose Carreras Grand Prix» -2021

В Москве завершился II Международный вокальный конкурс Фонда Елены Образцовой, носящий имя прославленного Хосе Каррераса.

Первый конкурс состоялся в 2018-м также в Москве и был посвящен только теноровому искусству. Он пополнил славный список можно сказать семейства образцовских конкурсов, которые ежегодно проводятся в городе на Неве вот уже третье десятилетие.

В этот раз до каррерасовского состязания решили допустить все голоса – в итоге получили почти триста заявок из тридцати стран мира: огромное количество по нынешним пандемийным временам и огромная нагрузка на организаторов!

Первый тур проходил в заочном видеоформате, после которого до очных прослушиваний в малом зале «Геликона» были допущены более 80 конкурсантов из 18 стран.

До финала дошло 16 молодых певцов, почти поровну от каждого типа голосов – они спели 26 апреля в «Зарядье»: третий тур, как теперь принято практически повсеместно (видимо, из экономии средств и сил всех вовлеченных – конкурсантов, жюри, слушателей), был одновременно и гала-концертом, венчающим конкурс, тем более, что разыгрывалось 15 призов и гран-при, то есть, в идеале – «всем сестрам по серьгам».

Конкурс носит имя легендарного испанского тенора, многолетнего партнера Елены Образцовой на мировых сценах, который возглавляет его жюри.

Но в этом году маэстро до России не доехал – судил заочно из Барселоны. «Jose Carreras Grand Prix» – так название конкурса пишется «по-европейски» (испански, каталонски, английски, французски? – бог весть, словом, на латинице): не долго думая, точнее следуя глобализационной моде на англицизмы, организаторы предложили и в русском варианте названия прямую кальку – спасибо, что хоть кириллицей. Получилось «Хосе Каррерас гран-при»: стало быть, сам Каррерас – это и есть самая большая награда всего состязания, его участие и благословение – подарок судьбы. Впрочем, с этим действительно не поспоришь.

Помимо него в жюри вошли знаменитые певцы – Маквала Касрашвили, Барбара Фриттоли, Сергей Лейферкус – и менеджеры от искусства.

Опять же, дань времени: именно так сегодня формируются вокальные судейские панели большинства конкурсов, где оценщиками являются преимущественно не профессионалы певческого искусства, а будущие работодатели – агенты, импресарио, директора театров и пр. Казалось бы, дело благое, забота о карьере стартующей молодежи – что толку от примадонн и премьеров прошлого: судят-то они, конечно, квалифицированно и по большей части не предвзято (молодые им – уже точно не конкуренты на мировых сценах), однако контрактами одарить не могут.

Это, конечно, так, по крайней мере, на первый взгляд. Но только на первый и весьма поверхностный. Так можно судить только, если ничего не знать о печальной роли современной агентуры и менеджмента театров в судьбах огромного количества вокалистов, поскольку именно управленцы от искусства частенько толкают певцов на неподходящий репертуар, выстраивают потогонный график контрактов в разных театрах мира, приглашают делать спектакли режиссеров, уродующих музыку и оперу как таковую, а вместе с ними, и психофизику певца.

Модного на нынешнем конкурсе вообще было много чего. Например, ведущие: вместе с безупречной классичкой Ириной Тушинцевой, отлично чувствующей контекст и всегда выглядящей соответственно случаю, на сцену буквально выкатывался вальяжной походкой популярный шоумен Сергей Майоров, одетый в немыслимый балахон и путающий буквально все на свете – ударения в фамилиях композиторов и конкурсантов, названия арий и т.п.

Сразу на память пришла месячной давности церемония вручения премии «Браво», на которой примерно также «блистал» еще более широко известный Андрей Малахов – кстати, Фонд Образцовой стал лауреатом этой во всех отношениях удивительной награды.

По образцу «Браво», судя по всему, было сделано и оформления зала: над сценой сверкал всеми цветами радуги гигантский экран. На открытии он очень помог: публике показали видео-обращение маэстро Каррераса, представили других членов жюри и пр. На третьем туре на нем же в антрактах демонстрировались и симпатичные мини-интервью с финалистами, что наверняка сыграло не последнюю роль в голосовании публики – ведь разыгрывался еще и приз зрительских симпатий!

Но вот во время самих конкурсных прослушиваний, когда экран назойливо переливался подобно компьютерной заставке, он очень мешал и отвлекал: на фоне такого «тайм-сквера» исполнители выглядели какими-то незначительными и явно терялись визуально. А иногда и акустически: после громких микрофонных децибел настроиться на естественное звукоизвлечение ушам публики было совсем не просто!

Кроме того, глобализационные устремления организаторов не уберегли их от забавных руссицизмов, красовавшихся на экране: в западной традиции принято названия арий давать по первым строкам пропеваемого текста, объявления же типа «монолог Жерара» или «ария Хозе из оперы Бизе» – это чисто наше, русско-советское, и переводить это слово в слово на английский, право, не стоит.

На открытии конкурса выступили его прежние лауреаты – тенора Андрей Данилов, Шота Чибиров, Роман Арндт, Сергей Писарев и Михаил Пирогов, а также вернувшийся вновь в баритоны Евгений Либерман.

Удивительно, что интереснее и профессиональнее из них показались вовсе не обладатели главных призов, а получившие лишь спецприз Пирогов и бронзу Арндт.

А самой главной героиней вечера стала и вовсе певица, к прежнему конкурсу Каррераса отношения не имеющая, – лауреат одного из конкурса Образцовой меццо Василиса Бержанская так лихо – свободно, ярко, виртуозно, интересно – спела сопрановую арию из россиниевской «Семирамиды», что аж дух захватывало!

На третьем туре жюри и публика выслушали 32 арии – немалый труд. Но в большинстве случаев это была «сладкая пытка» – можно было услышать немало интересного, яркого, впечатляющего и даже захватывающего. Но и парадоксального тоже.

Например, из трех меццо-сопрано – голоса, к которому на образцовских конкурсах всегда внимание особое – настоящей обладательницей этого амплуа оказалась только наша монументальная соотечественница Дарья Хозиева, проникновенно спевшая и Шарлотту, и Любашу, причем в последней не ограничившись арией, а исполнив весь финал первого акта «Царской невесты».

Или всегдашняя проблема всех конкурсов и конкурсантов – выбор не своего репертуара: такого и на этот раз хватало, самый яркий пример – геликоновец Игорь Морозов, продолжающий настаивать на своем спинтовом амплуа.

Были и курьезно-конфузные моменты: неритмичность пения и плохой контакт с оркестром Театра Станиславского и маэстро Тимуром Зангиевым сослужили недобрую службу армянскому басу Саргису Бежбеук-Меликяну, обладателю фактурного голоса – от этого не спас даже выбор раритетной арии (Марселя из «Гугенотов» Мейербера).

Ожидаемо самыми стабильными и профессиональными оказались сопрано и баритоны. Среди первых была хороша и легкая колоратура Лилит Давтян, и крепкое спинто Инна Деменкова, но совершенно очаровала Эльмира Караханова, словно объединившая в своем очень красивом голосе оба амплуа и спевшая и Мими, и Снегурочку по-настоящему белькантово и с большим чувством.

Из баритонов вообще выбор сделать не просто, тем более, что их было четверо. Лисициановская красота тембра Навасарда Акопяна из Армении или вдумчивая выразительность аргентинца Хермана Энрике Алькантары? Запредельная мощь новосибирца Алексея Зеленкова или по-валайтисовски цепляющий, хотя технически и несовершенный голос монгола Энхбата Тувшинжаргала? Дилемма: выбор между хорошим и лучшим, между очень разным, но одинаково достойным – словом, жюри не позавидуешь!

Эти заметки автор делал сразу после прослушивания, глубокой ночью, намеренно не коррелируя их с вердиктом высокого ареопага. Совпадет или нет и насколько – в этом тоже своего рода интрига. Главных же победителей конкурса Хосе Каррераса двое и они хорошо известны.

Во-первых, это московская публика, получившая отличный музыкальный подарок, море эмоций и знакомство с новыми именами, с новыми голосами, с завтрашним днем мировой оперы. А вместе с нею – и широкая аудитория меломанов по всему миру, поскольку конкурс можно было посмотреть онлайн на разных платформах.

Во-вторых, это Фонд Образцовой под руководством неутомимой и неунывающей Натальи Игнатенко, организовавшей и проведшей очередной великолепный праздник вокала на самом высоком уровне – шикарные залы, представительное международное жюри вживую в Москве, огромное количество конкурсантов со всего мира, внимание СМИ: все это на плечах ее замечательной команды, которая при всех ремарках, вновь показала настоящий экстракласс.

27 апреля 2021 г., "Новости классической музыки"